ПУБЛИКАЦИИ О НАДЕЖДЕ ПЕТРОВНЕ
О Надежде Петровне Ламановой немало публикаций разных авторов, но больше всех написала о ней Татьяна Константиновна Стриженова. Татьяна Константиновна стала первой, кто собрал наиболее полные сведения о биографии Надежды Петровны. В этом разделе содержится список всех публикаций о Ламановой, которые на сегодняшний день найдены. Некоторые публикации имеются на сайте и с ними можно ознакомиться.
- Статья «Выставка Художественной Промышленности в Москве» Я.А. Тугендхольд
из журнала «Русское искусство» № 2-3, 01 февраля 1923 года.
В процессе поиска материалов для раздела о Всероссийской выставки художественной промышленности 1923 года, проходившей в Москве, нашлась замечательная статья Якова Александровича Тугендхольда, известного советского искусствоведа и художественного критика. Надежда Петровна упоминается здесь лишь в одном абзаце, но с таким глубоким уважением и признанием ее высочайшего мастерства, которое Яков Александрович ставит на один уровень с достижениями Госзнака, что этой статьей хочется поделиться. Плюс ко всему статья богато иллюстрирована экспонатами, в том числе и представленными на выставке костюмами Н.П. Ламановой, А.А. Экстер и В.И. Мухиной, что наиболее ценно в связи с часто возникающей путаницей выставочных работ Н.П. Ламановой разных лет. - Статья «Всероссийская художественно-промышленная выставка» Я.А. Тугендхольд
из журнала «Красная нива» № 12, 1923 год.
Публикация Якова Александровича Тугендхольда о Выставке 1923 года сопровождается как текстом с упоминанием Ламановой, Экстер и Мухиной, так и богатыми иллюстрациями отделов выставки, в том числе здесь видна часть экспозиции костюмов. - Экспозиция отделов художественно-промышленной выставки 1923 года
из журнала «Красная нива» №13, 1923 года. Показательная мастерская костюма (модели костюмов Ламановой, изделия из гороха и мочалы Мухиной, Экстер, Прибыльской). Гознак (образцы печатания водяными знаками и охраны денежных знаков). Изделия татарского населения Крыма (художественно-промышленные мастерские в Бахчисарае). - Статья «Советская мода: шик из мешковины и простыни»
из газеты «The Sketch» 24 октября 1923 года, где опубликованы фотографии Лили Брик и Эльзы Триоле, демонстрирующих модели Надежды Ламановой. - Статья «Проблема костюма» Ф.С. Рогинская
из журнала «Советское искусство» №7 1926 год.
Статья искусствоведа и публициста Фриды Соломоновны Рогинской датируется 1926 годом. К этому моменту уже произошло множество событий в жизни Ламановой, большинство из которых упомянуто автором — Выставка в Москве 1923 года, создание первого и единственного номера журнала «Ателье», Всемирная выставка в Париже и издание альбома «Искусство в быту» в 1925 году. Первое, что интересно, автор статьи пишет однозначно об участии Надежды Петровны в создании моделей для журнала «Ателье». Второе, работа Мосэкуста интересна и нужна, но задача организации это поддержка кустарей, а из одаренных и талантливых модельеров только одна Надежда Ламанова — этого мало, чтобы разрешить проблему массового костюма. И третье, Фрида Соломоновна разделила работу известных конструктивистов и работы Надежды Ламановой для Ателье Мод, резюмировав, что никто в итоге не реализовал задачу по созданию бытового костюма. - Интервью Элен Госсе с Надеждой Ламановой
из книги «Nitchevo! l'amour en Russie soviétique» , ÉDITIONS DE LA “REVUE MONDIALE” 45, rue Jacob. Paris, 1929
Отрывок из книги журналиста из Франции Элен Госсе, побывавшей в Москве в конце 1925 года, дает нам больше представления о том каким образом Элен познакомилась с Надеждой Петровной и когда это произошло. - Статья «Московские модницы» Элен Госсе
Журнал «La Femme de France» №779, 13 апреля 1930 года.
Журналист из Франции Элен Госсе, побывав в Москве в конце 1925 года, осталась под большим впечатлением от увиденного, и опубликовала ряд статей в журнале «La Femme de France» («Женщина Франции»). Данная статья под названием «Московские модницы» была посвящена встрече с Надеждой Петровной Ламановой, которая рассказала Элен о моде и о том как женщины в России, используя свою смекалку, умеют элегантно выглядеть. - Заметка в газете «Вахтанговец», посвященная тысячному спектаклю «Принцесса Турандот»
Заметка о Ламановой Надежде Петровне в газете «Вахтанговец» от 12 февраля 1940 года, посвященной тысячному спектаклю «Принцесса Турандот» от группы его участниц. - Статья «Народные традиции в современной одежде» Н.С. Макарова
Журнал «Декоративное искусство СССР», М., 1957 - Юбилейный номер
В этой статье Надежды Сергеевны Макаровой, преемницы традиций ламановской школы, нет ни одного упоминания имени Надежды Петровны, но переданы все её принципы создания одежды: простота формы, цвет, хорошие пропорции и изящный силуэт. Из статьи также становится известно, почему советские модельеры вновь начали подражать Западу вместо того, чтобы вдохновляться народными традициями и творить ни на кого не похожую моду — удобную, практичную и красивую. - Статья «Воспоминания о художнике и друге» Н.С. Макарова
Журнал «Декоративное искусство СССР», М., 1958, №8
Надежда Сергеевна Макарова, ученица и крестница Надежды Ламановой, рассказывает в статье удивительную историю о создании костюмов для экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1925 года. - Статья «Надежда Петровна Ламанова» Т.К. Стриженова
Журнал «Декоративное искусство СССР», М., 1966, №6
Статья Татьяны Константиновны Стриженовой, опубликованная в 1966 году, раньше легендарной книги «Из истории советского костюма», изданной в 1972 году. - Статья «Вы думаете не было мод?» М.Н. Мерцалова
Газета «Советская культура», №8 (2123), 19 января 1967 г.
Мария Николаевна Мерцалова упоминала, конечно, Надежду Петровну в контексте своих трудов о костюме, но целых глав, как это делала, например, Раиса Владимировна Захаржевская, не посвящала. Но именно М.Н. Мерцалова сравнила Ламанову с Фирсом из «Вишневого сада», которого в конце пьесы А.П. Чехова все забыли. Правда статья все-таки не об этом. - Фрагмент книги «История костюма» Р.В. Захаржевская
«История костюма: От античности до современности». -3-е изд., доп. – М.:РИПОЛ классик, 2006
Книга Р.В. Захаржевской — ценнейшее методическое и практическое пособие как для студентов и преподавателей учебных заведений различного профиля — театрально-художественных, текстильных, исторических и т.п.,— так и для практических работников легкой промышленности (модельеров, художников по костюму). Для нас это издание ценно еще тем, что в нём упоминается Надежда Петровна Ламанова и тем, что Раиса Владимировна видела ее лично и присутствовала на одной из примерок. - Статья «Советский костюм за 50 лет» Т.К. Стриженова и С.М. Темерин
Приложение к «Журналу Мод» № 3 и № 4, 1967 г.
В статье описана история развития костюма в период советской власти с 1917 по 1967 год. Принципы, касающиеся построения и моделирования костюма, выработанные Надеждой Петровной Ламановой, не устарели и через 50 лет. Рассказывается также о деятельности преемниц и последовательниц Надежды Петровны. - Книга «Из истории советского костюма» Т.К. Стриженова
Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972 г.
При работе над книгой были использованы материалы из следующих архивов: Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Центрального государственного архива народного хозяйства (ЦГАНХ), государственного архива Московской области (ГАМО), музея МХАТ им. А.М. Горького, гос. театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также документальные и иллюстративные материалы из личных архивов Н. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, А. Родченко, Н. Макаровой.
Скачать книгу «Из истории советского костюма» в формате PDF - Миниатюра «Закройных дел мастерица» В.С. Пикуль
Из цикла Исторические миниатюры. История России ХХ век. Л.: Детская литература, 1976 г.
Исторические миниатюры Валентина Пикуля — уникальное явление в современной отечественной литературе, ярко демонстрирующее непревзойденный талант писателя. Каждая из миниатюр «то же исторический роман, только спрессованный до малого количества» (Антонина Пикуль, вдова автора). - Глава «Костюм периода становления СССР» из книги Н.М. Каминской
«История костюма». М. Легкая индустрия, 1977 г.
Конструктивное решение моделей Н.П. Ламановой принципиально отличается от принятого в европейском модном костюме. Художник развивает народную традицию – подчеркивать конструкцию декоративными приемами, делать ее центром идейной и художественной выразительности изделия. Во французском же, например, костюме конструктивная основа маскировалась, в основе разработки лежал фасон, а не форма. - Очерк «Костюм» Т.К. Стриженова
из издания Советское декоративное искусство, 1917-1945 : Очерки истории / отв. ред. В. П. Толстой. - М. : Искусство, 1984 год.Кроме известных публикаций Татьяны Константиновны Стриженовой о костюме: книга «Из истории советского костюма», статья «Судьба Надежды Ламановой», книга «Soviet Costume and Textiles 1917-1945», статья «Советский костюм за 50 лет», есть еще одна, менее известная и цитируемая. Это очерк о костюме из книги «Советское декоративное искусство 1917-1945». Здесь содержатся фотографии костюмов не только Надежды Ламановой, но и редкие эскизы Надежды Макаровой, созданные ею, в том числе, и для Всемирной выставки в Париже 1925 года. - Статья «Судьба Надежды Ламановой» Т.К. Стриженова
из «Журнала Мод» № 4, 1989 год. Стр. 40-41.
Материалы о Надежде Ламановой Татьяна Стриженова собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в ленинградском Эрмитаже. Младшая сестра Ламановой Мария Петровна и ее дочь Надежда Константиновна Крахт передали ей личный архив художницы – документы и фотографии. На основании всех этих сведений была опубликована эта статья. - Глава «Nadezhda Lamanova» из книги Т.К. Стриженовой
«Soviet Costume and Textiles 1917-1945». Strizenova Tatiana. Published by Flammarion, 1991. Эта книга Татьяны Стриженовой продается только в Америке. По словам Татьяны Константиновны, когда ей казалось, что о биографии Ламановой было собрано все, она неожиданно получила новые дополнительные сведения, касающиеся некоторых подробностей биографии Надежды Петровны, от ее земляка – краеведа-энтузиаста Бориса Михайловича Терехова. Все эти материалы вошли в эту книжку «Из истории советского костюма», которая была издана в Москве, а затем – в Италии и США. - Глава «Ламанова — подлинный художник по костюму» из книги Ф.М. Пармона
«Композиция костюма»: Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат. 1985 г.
Особая заслуга в становлении советского бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. - Глава «Из истории народных традиций в практике создания современного бытового костюма» из книги Ф.М. Пармона
«Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»: Моногр. — М.: Легпромбытиздат, 1994 г.
«Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бытовые, психологические, исторические и национальные особенности русского народа». - Статья «Второй Шаляпин в своём деле» Р.М. Кирсанова
Журнал «Родина» № 4, 2004 г.
Статья доктора искусствоведения Раисы Мордуховны Кирсановой с примечаниями к публикациям Татьяны Константиновны Стриженовой. - Статья «Надежда Ламанова: Кутюрье двух эпох» Е. Савинова
Журнал «Караван историй» № 10, 2006 г.
Статья Елены Савиновой очень интересна – она соткана из красивейших речевых оборотов в духе журнала. Но, к сожалению, требует большого количества комментариев и исправлений, поэтому ее текст на сайте не будет опубликован. - Статья «Костюм как средство идентификации» С.А. Гудимова
Журнал «Культурология» № 3 (46), 2006 г.
Из этой статьи С.А. Гудимовой, написанной по мотивам книги Раисы Мордуховны Кирсановой «Костюм как средство самоидентификации» мы узнаем мнение Анны Ахматовой о костюмах созданных Ламановой для спектакля «Анна Каренина» в 1937 году. - Глава «Надежда русской моды» из книги В. Вульф и С. Чеботарь
«Звезды, покорившие миллионы сердец». Незабываемые книги Виталия Вульфа, М., Яуза Эксмо, 2013 г.
Публикация эта полнится некоторыми легендами, часть из которых, возможно, ими так и останется, но мы хотя бы будем понимать, что они близки к источнику, потому что Виталий Яковлевич имел возможность общаться с современниками Ламановой, в том числе с теми, кто непосредственно у Надежды Петровны одевался. Отметим также, что в данном издании фотография знаменитого модельера Жанны Ланвен (основателя модного бренда Lanvin), следует сразу за публикацией о Надежде Петровне. Вероятно, поэтому в сети фотография Жанны Ланвен выдается за изображение Ламановой. - Доклад к конференции «Российская мода»
Доклад был подготовлен к 1-й Научно-практической конференции «Российская мода», проходившей в Доме Моды Вячеслава Зайцева 19 февраля 2016 года. Тема конференции: «Н.П. Ламанова — легенда российской моды». Доклад посвящен реконструкции биографии Надежды Ламановой, подготовлен и зачитан Грачевой Татьяной Львовной, историком-генеалогом, председателем Нижегородского регионального отделения НКП «Союз Возрождения Родословных Традиций», г. Нижний Новгород и Маркович Марией Александровной, историком-генеалогом, журналистом, членом НКП «Союз Возрождения Родословных Традиций», г. Москва. - Жизнь и наследие Ламановой Надежды Петровны — первого русского модельера
26 декабря 2021 года исполнилось 160 лет со дня рождения легенды российской моды Надежды Петровны Ламановой. Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает, какой путь она прошла от портнихи императрицы до законодательницы ранней советской моды — и какое наследие оставила после себя. - В РГБИ состоялась лекция Аллы Соловской «Судьба и творчество Надежды Ламановой»
Лекция прошла в рамках выставки «Надежда Ламанова: «Сделать одежду целесообразной и красивой»». Ее провела координатор инициативной группы Виртуального музея lamanova.com, фотограф-этнограф, член Союза фотохудожников России Алла Соловская. Уже много лет она занимается изучением и популяризацией творчества Н.П. Ламановой.
Упоминание имени Ламановой в специализированной литературе
- Фрагмент стенограммы «Творческая Лаборатория ВТО» Н.А. Шифрин
из книги «Моя работа в театре» М., Советский художник, 1966 г.
В 1959 году художественно-постановочной секцией Всероссийского театрального общества были организованы для художников театров периферии две творческие лаборатории: В.Ф. Рындина и Н.А. Шифрина. Данная работа является обработкой стенограмм, лекций Ниссона Абрамовича Шифрина с 1959-1960 гг. и включает в себя только ту часть занятий, которая касается теоретических вопросов, не касаясь разбора работ, которые привозили художники периферии для обсуждения. Стенограммы обработаны О.О. Ройтенберг. Ниссон Абрамович делает очень интересные уточнения по поводу работы Надежды Петровны, например, то, что Ламанова часто основывалась на народных костюмах, но признаки народного она видела не в национальном орнаменте, украшающем платье, а в народной конструкции костюма. - Выступление на обсуждении выставки эскизов театральных костюмов. Н.А. Шифрин
из книги «Моя работа в театре» М., Советский художник, 1966 г.
26 июня 1959 г.
Выступление на обсуждении выставки эскизов театральных костюмов художников Москвы, организованной в фойе Дома актера Институтом истории искусств Академии наук СССР, ВТО и МОССХом. Май 1959 г.
На этом выступлении Ниссон Абрамович называет Ламанову – непревзойденным‚ исключительным мастером театрального костюма. «Она была не только помощником художника и воплотителем их идей, но и учителем художников. Я считаю, что все, кто работал с Ламановой, многому у нее научились». - Статья «Проблемы театрального костюма» Р.В. Захаржевская
Журнал «Театр» № 4, 1972 год.
Костюм - «половина» успеха актера, а потому ему нужно уделять внимание в первую очередь. Не зря же сам Вахтангов просил именно Надежду Петровну выполнить костюмы к его самому знаменитому спектаклю - «Принцесса Турандот». Чем еще примечательна эта публикация, кроме того, что здесь упомянута Ламанова? В ней содержится уникальная переписка всемирно известного портного Жана Ворта и всемирно известной актрисы Элеоноры Дузе. Как жаль, что таких документов история нам оставила ничтожное количество...
Упоминание имени Ламановой в хрониках московского быта
- Фрагмент книги «Кануны» В.М. Лобанов
Москва, Советский художник, 1968 г.
В своих воспоминаниях, названных "Канунами", Виктор Михайлович Лобанов рассказывает о художественной жизни Москвы, за отрезок времени с конца XIX века до революционного 1917 года.<...> Невдалеке, окруженная молодой, веселой, оживленной плеядой приятельниц – Карповой, Гершановой, Грибовой, — затаенно мечтавших быть написанными В.А. Серовым, находилась энергичная собирательница искусства, хозяйка модного салона, привлекавшего виднейших живописцев и писателей, — Е.П. Рябушинская-Носова. Её вид говорил, что она несказанно рада и бесконечно довольна, что находится в центре внимания, что не нее смотрят, что ее большинство публики знает.
Около этой группы сосредоточивалось внимание и взгляды окружающих, любовавшихся не столько ими, сколько их костюмами, сшитыми по последним образцам лучших парижских портных.
О костюмах этих москвичей с большим вниманием, чуткостью и художественным вкусом заботилась самая изобретательная и модная московская портниха Н.П. Ламанова, не чуждая увлечений живописью и обладавшая большим вкусом. С ней соперничали великолепно вышколенные мастерицы «Города Лиона» — Лямина, «Анаис» и другие чародеи женских нарядов. <...>
О Надежде Петровне в художественной литературе
- Стихотворение «Полотёрская» М.И. Цветаева, 18 декабря 1924 год
Колотёры-молотёры,
Полотёры-полодёры,
Кумашный стан,
Бахромчатый штан.
Что Степан у вас, что Осип —
Ни приметы, ни следа.
— Нас нелегкая приносит,
Полотеров, завсегда.
Без вины навязчивые,
Мы полы наващиваем.
По паркетам взмахивая,
Мы молей вымахиваем.
Кулик краснопер,
Пляши, полотер!
Колотилы-громыхалы,
Нам все комнаты тесны.
Кольцо бабкино пропало —
Полотеры унесли.
Нажариваем.
Накаливаем.
...Пошариваем!
...Пошаливаем!
С полотеров взятки гладки:
Катай вдоль да поперек!
Как подкатимся вприсядку:
«Пожалуйте на чаёк!»
Не мастикой ясеневы
Вам полы намасливаем.
Потом-кровью ясеневы
Вам полы наласниваем:
Вощи до-бела!
Трещи, мебеля!
Тише сажи, мягче замши...
Полотеров взявши в дом —
Плачь! Того гляди, плясамши,
Нос богине отобьем.
Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой,
Не гляди, что мраморная —
Всем бока наламываем!
Гол, бос.
Чтоб жглось!
Полотерско дело вредно:
Пляши, в пот себя вогнав!
Оттого и ликом бледны,
Что вся кровь у нас в ногах.
Ногой пишем,
Ногой пашем.
Кто повыше —
Тому пляшем.
О пяти корявых пальцах —
Как и барская нога!
Из прихожей — через зальце —
Вот и вся вам недолга!
Знай, откалывай
До кола в груди!
... Шестипалого
Полотера жди.
Нам балы давать не внове!
Двери — все ли на ключе?
А кумач затем — что крови
Не видать на кумаче!
Нашей ли, вашей ли —
Ляжь да не спрашивай.
Как господско дело грязью
Следить, лоску не жалеть —
Полотерско дело — мазью
Те следочки затереть.
А уж мазь хороша!
— Занялась пороша! —
Полодёры-полодралы,
Полотёры-пролеталы,
Разлет-штаны,
Паны-шаркуны,
Из перинки прасоловой
Не клопов вытрясываем,
По паркетам взгаркивая —
Мы господ вышаркиваем!
Страсть-дела,
Жар-дела,
Красная гвардия!
* * *
Поспешайте, сержанты резвые!
Полотеры купца зарезали.
Получайте, чего не грезили:
Полотеры купца заездили. - Фрагмент книги «Между Амуром и Невой» Николай Свечин, 2008 год
Роман в детективном стиле «Между Амуром и Невой» описывает события 1883 года. В Петербурге происходят загадочные убийства беременных женщин.
Романы Николая Свечина написаны очень легким языком, и благодаря тому, что вымысел в них переплетается с историческими событиями, читаются на одном дыхании.О Надежде Петровне здесь небольшой отрывок:
«<...> Сразу же, словно их ждали, дверь распахнулась и Алексей увидел на пороге барышню. Она радостно без стеснения бросилась на шею Челубею:
— Яша! Не соврал, молодчик!
Счастливо причитая, хозяйка втащила Недашевского внутрь; Лыков вошел следом и оказался в маленькой, но необыкновенно уютной квартирке. Разглядывать ее долго не пришлось: Челубей взял его за рукав и выдвинул вперед.
— Знакомьтесь! Это Алексей Николаевич Лыков.
— Надежда Петровна Ламанова, — барышня протянула ему ладонь, твердую и цепкую — это была ладонь работающего человека.
Она несколько секунд внимательно смотрела прямо в глаза Лыкову, потом удовлетворенно тряхнула головой:
— Совсем не как твой негодяй Пересвет! Сразу видно порядочного человека.
Лыков смутился — по легенде быть излишне порядочным ему не полагалось. Надежда словно поняла это и заторопилась к самовару.
Все в ней показалось Алексею необычным. Ясное, чистое, не красивое, но милое лицо, серые серьезные глаза, приятный голос. Одета Ламанова была в простое миткалевое домашнее платье, без всяких тренов и турнюров, лишенное какой бы то ни было роскоши. Но сам крой платья был особенный, элегантный, что придавало его хозяйке весьма привлекательный вид. Поймав взгляд Алексея, девушка пояснила:
— Я сама его придумала и сшила.
— Она у меня замечательная портниха! — похвалился Челубей, глядя на Надежду с восторгом.
— Яков всегда меня принижает, я не портниха. Не только шью, но и придумываю фасоны, что намного труднее. В Париже это называется «модельер», но у нас в России такой профессии еще не существует. Но я ее создам! У меня уже есть некоторое имя в Москве и определенный круг заказчиц, преимущественно из артистического мира. Это самый раскованный и творческий круг, поэтому там и не боятся носить то, что я им предлагаю. Денег это, правда, пока почти не дает, а я сама содержу cебя и четырех младших сестер, но ничего. Я упорная, пробьюсь.
— Вот какая моя Наденька, — чуть не закричал Челубей, но похвалы себе госпожа Ламанова слушать не пожелала. Она подошла к Якову, взяла его за руку:
— Ты надолго?
— Вечером обратно в Питер. Я забежал всего на минуту — очень хотелось повидаться.
— И ты опять с револьвером…
— У меня такая жизнь, Надежда. Не начинай заново.
Погрустневшая хозяйка налила им чаю, Лыков торопливо выпил его и тактично распрощался. Он прождал Челубея на улице не более пяти минут; тот вышел притихший, грустный. Они поехали теперь в Хамовники. Постоялый двор Триандафилова оказался заведением средней руки, с трактиром и бильярдом на первом этаже, и жилыми комнатами на втором. Бросив вещи, Алексей и Яков спустились вниз перекусить. Взяли три фунта пирога с цыплятами и, для спешки, «голландского» какао, наскоро поели и отправились на угол ловить извозчика. Внутри у Лыкова застыл тот неприятный холодок, какой всегда бывает перед опасным делом. Челубей тоже был напряжен и бледен, но взгляд его оставался твердым. <...>»
- Книга «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова» Андрей Добров, 2016 год
«Король репортеров» Владимир Гиляровский расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» начала 20-го века Надежды Петровны Ламановой. Опытный репортер, случайно попав на место трагедии, сразу понял, что самоубийство инсценировано. А позже выяснилось, что незадолго до смерти красивый юноша познакомился с неким господином, который оказался сутенером проституток мужского пола, и тот заманил юного поэта в общество мужчин, переодетых в черные полумаски и платья от Ламановой… Что произошло на той встрече – неизвестно. Но молодой человек вскоре погиб. А следы преступления привели Гиляровского чуть ли не на самый верх – к особам царской крови. Так какое же отношение ко всему этому имела сама Ламанова?..