ЦИТАТЫ НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ
Талантливый человек талантлив во всем. И Надежда Петровна обладала не только безупречным художественным вкусом, но и владела словом. Ее статьи поражают великолепным знанием сложной проблематики костюма, умением найти ее суть, а также логикой и композиционной стройностью изложения, своим особым языком. Сейчас очень модно цитировать знаменитую Коко Шанель. Но нам хотелось бы, чтобы цитировали нашу гениальную Надежду Ламанову.
Я верю в то, что талант не пропадает никогда и душа, наработав что-то в очередной жизни, отправляется в свое новое приключение, в свою новую жизнь.
С тех пор как я стала на ноги и начала самостоятельную работу, меня всего более интересовала та художественная сторона в нашем костюмном деле, которой многие не замечают, но которая сейчас совершенно выявилась. Сделать одежду целесообразной и красивой — значит сделать жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а жизнь широких слоев населения тоже более удобной и красивой. Об этом я думала с ранних лет.
Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь.
Только через искусство мы можем прийти к созданию новых лучших форм жизни. Оно должно проникнуть во все области жизненного обихода развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников.
Костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии. Одежда является как бы логическим продолжением нашего тела, у нее свое служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой. Костюм должен не только не мешать человеку, но даже и помогать ему жить, радоваться, горевать и трудиться…
Париж дает нам только фасон, но этого еще мало, чтобы человек был красив, а фасон – лишь придаток моды. Однако люди-то все разные, и что идет одному, то на другом сидит как на корове седло… Нет уж! Людей надобно одевать каждого по-разному, соответственно их привычкам, их характеру, их фигуре… Особенно – женщину, которая самой природой назначена украшать человеческое общество!
...Создавать такие формы костюма, которые соединяли бы в себе художественное чувство формы, свойственное нашей эпохе, с чисто практическими особенностями наших дней...
Мода нивеллирует людей, не считаясь c особенностями и с недостатками их телосложения. Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным.
Моя работа заключается в создании моделей современной женской одежды, причем я всегда стремилась проводить в своих моделях простоту и логичность, исходя в этих исканиях главным образом от материала...
- ↵ РГАЛИ, Фонд 941, опись 10, ед. хр. 341
- ↵ Записки Н. Ламановой. Рукопись. Архивы Т. Стриженова
- ↵ Записки Н. Ламановой. Рукопись. Архивы Т. Стриженова
- ↵ Доклад Н.П. Ламановой «О Мастерской Современных Художественных костюмов». Первая всероссийская конференция по художественной промышленности. Август 1919 г., Москва 1920 г.
- ↵ «Закройных дел мастерица». Валентин Саввич Пикуль. Из цикла Исторические миниатюры. История России ХХ век. 1976 г.
- ↵ «Закройных дел мастерица». Валентин Саввич Пикуль. Из цикла Исторические миниатюры. История России ХХ век. 1976 г.
- ↵ Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. -3-е изд., доп. – М.:РИПОЛ классик, 2006. Стр. 208
- ↵ Красная нива №27 1924 год статья «О современном костюме»
- ↵ РГАЛИ, Фонд 941, опись 10, ед. хр. 341, с. 3