БИОГРАФИЯ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ ЛАМАНОВОЙ
Надежда Петровна Ламанова – художник-моделист, сумевшая воплотить свой талант и при Царской России, и при Советской власти.
Родилась она 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1861 года в селе "Шутилово" Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из 5 дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.
Обряд крещения Ламановой Надежды Петровны был совершён в церкви "Покрова Пресвятой Богородицы", Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о ее крещении за № 31 «Рождена 14 декабря, крещена 18 декабря. Родители села Шутилово помещик подполковник Петр Михайлович Ламанов и законная жена его Надежда Александровна, оба православные. Восприемники: того же села помещик Павел Михайлов Ламанов и помещица села Беговатова Варвара Михайлова Алексеева».
Когда Наде пришло время получать образование, семья переехала из Шутилова в Нижний Новгород. Там в 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию со званием учительницы географии.
Семья жила небогато, еще более осложнили материальное положение большие долги, оставшиеся после старшего брата Петра Михайловича. Девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя. Будущий знаменитый художник по костюму к этому времени окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой, где училась с 1883 по 1884 год. После - устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, во второй половине 1885 года, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова.
Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц!
В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.
В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году она удостаивается чести носить ещё более почетное звание — «Поставщик Ея Императорского Величества».
Надежда Петровна активно участвовала в различных благотворительных мероприятиях, открыла при мастерской в доме Адельгейма бесплатную школу для девочек, где те, помимо обучения кройке и шитью, могли получить знания по основным общеобразовательным предметам, являлась попечительницей школы кройки при обществе «Московский муравейник».
В 1898-99 гг. (предположительно) Ламанова вышла замуж за успешного юриста Андрея Павловича Каютова, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия».
С 1885 по 1907 год мастерская Ламановой сменила несколько адресов: со второй половины 1885-го по вторую половину 1886 года ателье располагалось в доме Батюшкова в Тупом Хлыновском переулке (ныне Б. Никитская, 24/1), со 2 половины 1886-го по 1889-й — в доме Черневой на пересечении Б. Никитской улицы и Большого и Среднего Кисловских переулков (Большая Никитская, д. 11, ныне Б. Никитская 9/15/2), с 1890-го по 1897-ой — в доме Фишера (Б. Дмитровка, 11), с 1898-го по 1908-й — в доме Адельгейма (Б. Дмитровка, д. 25, ныне Б. Дмитровка, 23). Наконец, в январе 1908 года Надежда Петровна приобрела участок по внутреннему проезду Тверского бульвара, где в этом же году по проекту архитектора Никиты Лазарева для семьи Ламановых-Каютовых был возведен 4-х этажный дом (Тверской бульвар, 10).
Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. В этом же доме располагались квартиры семьи Каютовых, и сестры Андрея Каютова, Елизаветы Павловны Шеффер, муж которой, врач Вениамин Давидович Шеффер, был также и управляющим доходным домом Ламановой, жилые помещения для служащих.
Продолжая познавать моду, Надежда Петровна несколько раз в сезон ездит в Париж, где знакомится с известным кутюрье, молодым тогда, Полем Пуаре. Они подружились на долгие годы. В 1911 году Ламанова приглашает Поля в Россию, о чём сохранились его воспоминания. Показы его моделей и лекции проходят в доме на Тверском бульваре при аншлаге.
Её дом стал настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени. Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая Княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная и Евфимия Носова, в ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами, блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер... Многие портреты дам, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой».
В 1901 году друг семьи, К.С. Станиславский, пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад». Сотрудничество МХАТ с Ламановой продлится сорок лет.
Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Бакст, Головин. Её изделия были настолько точны и удобны актёрам в создании образов, что заменить её практически некем. Актёры и публика в восторге от её мастерства. Недаром Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным» от моды.
После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.
Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.
Так для бывшего Поставщика Императрицы и её сестры, Великой Княгини, началась новая жизнь и новый этап творчества.
В 1918 году Надежда Петровна вступила в союз Рабис. В 1919-м её вместе с мужем заключают под стражу. Два месяца она находится в Бутырке. Ламанову спасает гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка. Надежду Петровну освобождают, и неутомимая художница продолжает свою творческую деятельность. С 1919-го она начала работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую Современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла» при МОНО, организовала 3 выставки. С 1922 года Ламанова - член Академии Художественных наук.
В этот период Надеждой Петровной были разработаны многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей..
На I Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1923 году мастерской современного костюма, руководимой Ламановой, присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за: «а) Оригинальный творческий замысел, 2) использование материала, указывающее на высокое мастерство, в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя».
В 1924 году Государственный Учёный Совет признает экспериментальную мастерскую Надежды Петровны заслуживающей сохранения при Главнауке и достойной всяческой поддержки хозорганов.
В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», где представлены простые модели, которые без труда могла сшить себе любая женщина.
В 1926-27 годах художник создает ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что на Юбилейной Выставке искусств народов СССР 1927 г. получает отзыв признательности за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока.
Весной 1928-го, совместно с Евгенией Прибыльской и Кустарной группой Декоративного комитета Государственной Академии Художественных Наук, Надежда Петровна организует выставку «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде», где демонстрирует модели, созданные из кустарных тканей деревенской работы и знакомит специалистов со своей теоретической программой, тезисы которой были развешаны на стенах выставочного зала:
«Для чего делается костюм — его материал.
Для кого он делается — фигура.
Как он делается — его форма.
Назначение костюма определяет материал.
Материал определяет форму.
Фигура определяет, в свою очередь, материал.
Фигура определяет цвет.
Форма определяет материал.
Форма определяет орнамент.
Форма определяет ритм, как согласующий эти элементы.
Орнамент, как соединяющий материал.
Орнамент, как соединяющий цвет.
Орнамент, как конструирующий форму.
Орнамент, как конструирующий тяжесть.
Орнамент, как разбивка плоскости и в художественном и в конструктивном отношениях. Форма прямоугольника определяется материалом (на данной выставке холстом).
Экономия материала. Отсутствие отбросов при построении костюма.
Форма, дающая свободу движения».
За время работы выставки ее посещает около 2000 человек, в основном, специалисты модельного дела, текстильной промышленности и представители профессиональных школ. Для более широкой аудитории в эти же годы Надежда Петровна выступает со статьями на страницах журналов «Красная Нива» и «Женский журнал».
По заказу Кустэкспорта Ламанова создает коллекции и для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928/1929). В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило её моделям Гран При.
Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками (в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Брик и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье...
Как государственная, мастерская «Современный костюм» просуществовала до конца 1924 года. За отсутствием кредитов она прекратила существование и Надежда Петровна была вынуждена продолжать ее на правах кустарной, так как ей была необходима лаборатория для разрешения задач, которые ставили перед ней экспортные организации, театр и общественные организации. За это в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». Но прекраснейшие характеристики, данные ей театром, руководством Академии художественных наук и другими организациями, спасают ее от унизительного клейма лишенки, в 1930-м ее восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу. Так, например, в 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.
Продолжилось после революции и ее сотрудничество с театрами. В 1921 году Надежда Петровна начинает работать в театре им. Вахтангова. Костюмы к спектаклям «Принцесса Турандот» (костюмы менялись каждые 1 — 2 года), «Зойкина квартира», «Дочь русского актера», «На крови», «Марион де Лорм», «Коварство и любовь», «Егор Булычев», «Достигаев и др.», «Зависть», «Гамлет», «Человеческая комедия», «Флорисдорф», «Много шума из ничего», «Без вины виноватые» созданы под ее руководством.
Список ее работ для других театров также весьма внушителен. Вот лишь некоторые из них: Студия им. Грибоедова - «Сон в летнюю ночь», театр Революции - «Инга», театр Габима - «Голлам», «Сон Якова», «Потоп», Драмбалет - «Сказка города», театр имени Станиславского — «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Севильский цирюльник», «Кармен», Трам - «Закон Ликурга», театр Сатиры - «Меркурий», еврейский театр - «Дантист», театр имени Завадского - «Волки и овцы», студия Хмелева - «Не было ни гроша», театр Красной Армии - «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Мещане», «Господа офицеры», «Слава», «Волки и овцы», «Банкир»...
С 1932 года Ламанова вернулась в МХАТ в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей «Женитьба Фигаро» (костюмы по эскизам Головина), «Хозяйка гостиницы», «Таланты и поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычев», «Пиквикский клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и др.
Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма « Аэлита».
15 октября 1941 года Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с МХАТ. От сильных переживаний, вызванных этой ситуацией, тяжелым расставанием с близкой подругой, Верой Мухиной, уехавшей за несколько дней до этого в эвакуацию, новостями о том, что костюмы, увезенные на гастроли в Минск, сгорели в первые дни войны, у нее случился сердечный приступ и она скончалась по дороге из театра домой в возрасте 79 лет, лишь месяц не дожив до своего восьмидесятилетия. Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.
Костюмы художника-моделиста хранятся в собраниях самых известных музеев России и мира - Метрополитен (Нью-Йорк), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), в музее МХАТ, в коллекции историка моды Александра Васильева и других частных коллекциях.
О Надежде Петровне Ламановой не даёт забыть Дом моды Славы Зайцева. С 1994 года проводится конкурс профессиональных художников-модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреатами конкурса в разные годы становились такие известные сегодня модельеры, как Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. Каждый год Вячеслав Михайлович Зайцев задает единую тему конкурса. В юбилейный для Ламановой 2016 г. ею стала "Надежда". Согласно заданной темы и своего видения ее конкурсанты делают коллекцию из 6-9 луков, которую и представляют на подиуме Дома Моды Slava Zaitsev. Конкурс отличает демократизм и поощрение в конкурсантах стремления к свободному художественному поиску. Участие в конкурсе бесплатное. Гран При конкурса - показ на Неделе моды MBFWR присуждается при поддержке компании "Артефакт". Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминанием о великом модельере, талант которого по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
Мария Маркович