КАЗУСЫ И МИФЫ
В Интернете часто попадаются казусы о Надежды Петровне Ламановой.
Изображения Н.П. Ламановой
Этот портрет художника Константина Сомова часто выдаётся за портрет нашей героини. В некоторых источниках указывается, что это портрет художника A.A.Nolde. На самом деле на нём изображена баронесса Александра Нольде, 1911 год. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге - http://www.rulex.ru/rpg/portraits/35/35293.htm.
В 1911 году Ламановой исполнилось 50 лет.
Забавно также, что весной этого года на Кузнецком мосту был установлен стенд в память о Надежде Петровне. Понимаете, с чьим портретом?
Есть ещё одно изображение, которое в интернете выдаётся за портрет Надежды Петровны Ламановой, а на самом деле это - французский модельер Жанна Ланвен, основатель собственного дома моды Ланвен (Lanvin) в Париже в 1890 году.
Еще реже, но все же встречаются изображения актрисы и режиссера МХАТ Нины Николаевны Литовцевой, а также певицы Антонины Васильевны Неждановой, которые выдаются за изображения Ламановой.
Использованные источники:
• http://125ans.lanvin.com/#biographieJL
• http://fashiony.ru/page.php?id_n=132476
Каталог Эрмитажа
В 2002 году в Государственном Эрмитаже состоялась выставка платьев Надежды Петровны Ламановой. По этому поводу был выпущен каталог, который мы искали. Нашли в Санкт-Петербурге. И я попросила Людмилу Никитину купить раритетное издание для нашего виртуального музея. Она встретилась с человеком, жена которого в своё время ходила на эту выставку, разговорилась с ним. При передаче денег, узнав, для каких целей понадобился этот каталог, мужчина решил его нам подарить! Людмила привезла каталог в Москву. СПАСИБО ОГРОМНОЕ обоим!!! Каталог был отсканирован и отправлен для публикации на нашем сайте. Но, при ближайшем рассмотрении текстов и платьев, Яна обратила внимание, что они не соответствуют друг другу. Так, например, цвет вечернего костюма императрицы сравнивается с цветом морской волны. А мы видим его в каталоге как жёлтое... Стали гадать, в чём дело. Алена Арефьева подсказала, что есть другие каталоги. Та-дам! Я вспомнила, что у меня есть ТОТ САМЫЙ каталог 2014 года с последней выставки придворного платья из Эрмитажа! Те, у кого есть последний каталог придворного платья, откройте, полюбуйтесь утончённостью платьев от Ламановой!
Догадка подтвердилась, в каталоге 2002 года неправильная цветокоррекция.
Алла Соловская
Дом на Тверском бульваре после революции
Известно, что после революции 1917 года частные владения были национализированы. Но, что касается дома Надежды Петровны, то эта участь его не коснулась. В Государственном Центральном Театральном Музее им. А.А. Бахрушина Мария Маркович нашла анкету Надежды Петровны, проливающую свет на то, как ей пришлось расстаться с особняком на Тверском бульваре. Согласно этому документу Надежда Петровна продала особняк, расплатилась с долгами, образовавшимися после ликвидации мастерской, а оставшиеся средства вложила в Народный банк.
Нам известен покупатель. Меж двух революций, февральской и октябрьской, дом Ламановой купил для Московского союза ссудосберегательных товариществ или, как все коротко называли его, Кредитного союза кооператоров Гавриил Егорович Степанищев, председатель Московского правления Союза. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях его дочь, известный ученый Зинаида Степанищева:
«За несколько месяцев до октября папа купил дом на Тверском бульваре для Кредитного союза, председателем которого он был. Этот дом под номером 10 принадлежал царской портнихе Н.П. Ламановой, которая впоследствии стала художником по костюмам во МХАТе». (Зинаида Степанищева. Неокончательная правда. Фонд Сергея Дубова, 2005 г. Стр. 11).
Степанищев же спас дом во время боев:
«У Никитских ворот были сооружены баррикады. Здесь проходила дорога от Пресни к Кремлю. В боях сильно пострадал дом номер 6 по Тверскому бульвару, который был ближе к баррикадам, и дом, что стоял на самом бульваре. Я помню «безглазые» коробки этих домов, которые в течение еще многих лет напоминали о тех боях. Папа дежурил в доме Ламановой. К нему то и дело обращались борющиеся стороны с просьбой позволить установить на чердаке дома пулемет. Но папа понимал, что кому бы он ни разрешил, дом станет объектом обстрела, и его постигнет та же участь, что и соседние дома. И он не пускал никого. Как это ему удавалось, я не знаю. Тогда суд был короток. Но уцелел папа — уцелел и дом».
Очень интересно в ее повествовании и переплетение судеб в эпизоде, когда тяжело заболевшую девочку Зину спас от смерти друг тогда уже покойного Степанищева, доктор Замков, муж Веры Мухиной, в недалеком будущем - близкой подруги и соратницы Ламановой, который приходил в бывший «ламановский» дом с мешочками распаренного овса. Воспоминания об этом эпизоде в сокращенном варианте можно прочитать здесь: http://oso.rcsz.ru/inf/pp/340
Подробнее о доме и о том как сложилась его судьба после революции можно прочитать в разделе «Москва Ламановой».
Мифы об Андрее Павловиче Каютове
Около 1897-1998 года Надежда Петровна встречает своего будущего мужа, юриста Андрея Павловича Каютова. Большинство источников ошибочно датирует это событие 1880-ми годами, указывая, что в то время Каютов был больше известен как актер-любитель. Чтобы понять, что в первой половине 1880-х годов брак Надежды Петровны с Андреем Каютовым был невозможен, достаточно просто посмотреть на дату рождения Андрея Павловича. В основных доступных источниках годом его рождения указан 1868-й. Однако на самом деле он родился 21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1867 года, о чем свидетельствует метрика о его крещении. То есть Андрей Павлович был на 6 лет младше Надежды Петровны. Так что в начале 1880-х мальчик Андрюша, сын дворянина Рязанской губернии Павла Ивановича Каютова и его супруги, Надежды Андреевны, еще прилежно учился в Рязанской гимназии, совершенно не помышляя о браке.
Очень хочется, наконец, расставить все точки над «i» в судьбе Каютова после революции. Здесь публикации также полнятся слухами, версиями и догадками. Кто-то пишет, что он сгинул в застенках еще впервые послереволюционные годы, кто-то знает о процессе 1922 года, связанном с изъятием церковных ценностей Храма Христа Спасителя. Тогда Каютов был осужден на 5 лет с конфискацией имущества, затем приговор фигурантам дела смягчили, сократив срок на треть, а дальнейшая судьба его, как пишут, неизвестна. Кто-то утверждает, что Каютов отбыл положенный ему срок и вернулся домой... Но ни одна из версий не верна. Мария Маркович была первым исследователем, взявшим в руки личное дело Каютова, в котором нашлась написанная его рукой автобиография, где он пишет о том, что был осужден в декабре 1922 года, но уже в конце февраля 1923-го обвинение с него было снято постановлением ВЦИК (РГАЭ, Фонд 7625, опись 1, лист 11). До конца своих дней он продолжал заниматься делом, которому посвятил всю свою жизнь — страхованием, занимая должность Старшего инспектора огневого отдела в Госстрахе и являясь одним из самых авторитетных и уважаемых сотрудников. Что касается даты его смерти, то в открытых источниках также нет точных данных. Однако из датировки письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованного Надежде Петровне (28 июля 1931 года), где она выражает запоздалые соболезнования в связи с кончиной Андрея Павловича, становится понятно, что он умер летом 1931 года. Вероятнее всего, на даче в Сходне, куда Каютовы уезжали каждый сезон. Подробнее об Андрее Павловиче в разделе "Семья" на нашем сайте.
2 капли Коти или Шанель?
По воспоминаниям актрисы Киры Николаевны Головко в первые дни Великой Отечественной войны Ламанова говорила своей подруге – скульптору Вере Мухиной, что скоро умрет, потому у нее осталось только две капли духов «Коти».
Но нашлись записи воспоминаний Всеволода Замкова, сына Веры Игнатьевны Мухиной, который рассказал следующую историю:
«За несколько дней до отъезда Мухиных из Москвы, Надежда Петровна провела у них время. Говорила, что ей осталось жить два дня, объясняя это тем, что всю жизнь душилась французскими духами «Cuir Russie» и вот их осталось две капли. Через два дня, придя в Камергерский переулок (она работала в Художественном театре) и увидев на воротах замок, она поняла, что театр «бросил» ее, во всяком случае – никто не догадался предупредить об отъезде одного из старейших своих работников. Это настолько ее потрясло, что, не найдя в себе сил вернуться домой, Ламанова умерла недалеко от театра, прямо на улице».
Сказать наверняка какие все же это были духи – Chanel «Cuir de Russie» или Coty «Emeraude» сейчас сложно, так как и те и другие были выпущены в 1920-е годы XX века во Франции. Неизвестно также, были ли это именно «Emeraude» от Coty, так как всего фирмой Coty было выпущено около 130 запахов.
«Emeraude» (в переводе «Изумруд») - выпущен в 1921 парфюмером Франсуа Коти (Francois Coty [1874-1934]). Этот аромат для женщин, принадлежит к группе восточных ароматов. Верхние ноты: Апельсин, Бергамот и Лимон; ноты сердца: Жасмин, Иланг-иланг, Роза и Розовое дерево; ноты базы: Амбра, Сандал, Пачули, Опопонакс, Бензоин и Ваниль.
В 1910 году Франсуа Коти — «Наполеон Парфюмерии» (так называли его современники) — открыл свой первый филиал на Кузнецком мосту в Москве. В целях экономии продукцию изготавливали на месте из привозимых из Франции компонентов.
Для жены и дочерей императора Николая II Коти создавал необыкновенные ароматы. Кстати, впоследствии большевики, которые относились к чужой собственности и авторским правам весьма революционно, без зазрения совести присвоили себе одно из лучших достижений Коти — духи, созданные им по заказу императрицы Александры Федоровны, и названные «Букетом императрицы». Они переименовали их в «Красную Москву» и успешно выпускали едва ли не все семьдесят лет советской власти.
В 1917 году парфюмер выпустил духи «Chypre» (Шипр - в переводе «Кипр»), композиция которых была взята за основу при создании духов Chanel № 5.
Уже после Chanel № 5 был создан Chanel «Cuir de Russie» (в переводе Шанель «Русская кожа») – легендарный аромат XX века, один из лучших парфюмов от французского бренда Chanel, гениальное воплощение аромата кожи, созданное на волне моды на Россию в 1924 году Эрнестом Бо (Ernest Beaux [1881-1961] - француз по происхождению, который родился и вырос в Москве и после революции 1917 года приехал в Париж). Сложный аромат с ярким дымно-табачным запахом гладкой и элегантной кожи, с мягкими и чувственными цветочными оттенками – ностальгическая фантазия о просторах русской земли и русской души. Легенда гласит, что идея аромата «Cuir de Russie» родилась, когда русский казак в широкой степи натер березовым дегтем свои тонкие кожаные сапоги.
«Cuir de Russie» от Chanel – это революционный аромат для независимых женщин, которые носили мужскую одежду и смели курить в общественных местах, «бесстрастно бросали деньги на зеленое сукно игрового стола». Провокационная и шокирующая «Русская кожа» - неизменный атрибут движения эмансипации и гениальная классика, благоговейно воспеваемая в наши дни. В верхних нотах композиции оказались ароматы апельсинового цвета, мандарина, мускатного шалфея, бергамота и лимона. В сердце аромата «Cuir de Russie» находятся ноты гвоздики, ириса, жасмина, ветивера, иланг-иланга, кедра и розы. В базу же вошли ноты кожи, амбры ванили и гелиотропа. Критики олицетворяют «Cuir de Russie» с образом Марлен Дитрих в брючном костюме и с сигаретой в мундштуке».
Предполагается, что именно Вера Игнатьевна Мухина привозила Надежде Петровне духи из Парижа, потому что сама Ламанова после революции не покидала Россию, ее попросту не выпускали из страны, даже на Всемирную выставку в 1925 году. Вера Игнатьевна выезжала в Париж в 1928, 1937 и 1945 годах, а Надежды Петровны, как известно, не стало уже в 1941.
Так какой из ароматов предпочитала Надежда Петровна? Возможно, найдется ответ и на этот вопрос.
Использованные источники:
🕮 Панорама искусств. Выпуск № 12, Составитель М. Зиновьев, М., Советский художник, 1989 г.
🕮 Воронова О.П. Вера Игнатьевна Мухина. Серия: Жизнь в искусстве. М., Искусство, 1976 г.
• http://www.laparfumerie.org/uploads/monthly_06_2015/fillings/802601435228881.jpg
• https://www.fragrantica.ru/perfume/Coty/Emeraude-3945.html
• http://www.liveinternet.ru/community/2459659/post85312205
• http://www.parfum.only-u.com.ua/parfum-chanel/53-chanel-cuir-de-russie.html
• https://aromo.ru/perfumes/chanel/cuir_de_russie/
Неламановские платья Татьяны Никитичны Налбандовой-Самсоновой
История появления этих платьев в коллекции Александра Васильева действительно очень интересна. Но эти платья, скорее всего не имеют отношения к Надежде Петровне Ламановой.
Почему так? Давайте порассуждаем:
Во-первых, платья датируются, 1910-ми годами (до 1914 года), а нам известно, что в это время работы Надежды Петровны подтверждены её фирменным товарным знаком, выполненным золотой краской на шелковой ленте корсажа в виде автографа, которого нет на этих работах. Да, конечно, его нет и на труакарах Екатерины Гельцер, но в этом случае есть письмо Елены Афанасьевны Хромовой, подтвержающее авторство Надежды Петровны.
Во-вторых, пока не нашлось ни одного источника, указывающего на то, что Татьяна Налбандова-Самсонова являлась клиенткой Ламановой.
В-третьих, сам Александр Александрович Васильев нигде и никогда не высказывал даже предположения о том, что эти платья были созданы в мастерской Ламановой.
А вот история Александра Васильева о том, как эти платья оказались в его коллекции:
«Поиски действительно не так просты, а порой похожи на детективы, которые пишет моя подруга Дашенька Донцова. Расскажу один такой случай. Уникальная коллекция платьев поступила ко мне в Париже от семьи белых эмигрантов Самсоновых, чья бабушка приехала в Париж в 1914 году, она была в России миллионершей и хозяйкой заводов «Петровской водки». Её звали Татьяна Никитична, урождённая Налбандова, из армян. Обладая несметными богатствами, она щедро тратила деньги на приобретение нарядов. И в Париже заказала их множество. Но тут началась война, потом революция — и пути в Россию оказались отрезаны. Все свои наряды она сложила в сундук в ожидании лучших времен. Они не наступили, да и мода после войны изменилась. Корсетные платья перестали носить вообще.
Госпожа Самсонова отказалась переделывать свои шедевры, они так и остались в сундуке (она умерла в тридцатые годы). Никто из родных не поднял на них руку, даже сундук не открывали. И только в 1992 году её внуки открыли бабушкин сундук вместе со мной. Мы извлекли оттуда платья, туфли, чулки, бельё и даже шубы, съеденные молью. Их никто не носил! А на дне сундука обнаружились бриллианты Самсоновой! Семья нуждалась всю жизнь и даже ни разу не подумала поискать в сундуке чего-либо ценное. Лишь в девяностые годы внуки разбогатели, оказавшись хозяевами драгоценностей и сервизов из позолоченного серебра. Вот такая «модно-детективная» история!»
Пока не будет доказано обратное, мы считаем, что эти платья неламановские. Кстати, в коллекции Александра Васильева не 2 платья Татьяны Никитичны. Почему за ламановские выдаются только эти - загадка.
Ламановские работы из коллекции Александра Васильева находятся в разделе «Частная коллекция».
Использованные источники:
• http://cultobzor.ru/2017/04/moskva-moda-revolyutsiya/12-2012/
• http://kultura.mos.ru/upload/medialibrary/faa/av_2514.jpg
• http://noni-86.livejournal.com/4782.html
• http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/aleksandr-vasiliev
Легенда о присвоении звания Поставщицы Двора Его Императорского Величества
Самая красивая легенда о присвоении Ламановой звания Поставщицы Двора гласит:
"…Летним вечером 1896 года в доме на углу 3-й Тверской-Ямской и Глухого переулка престарелая княжна Ливен показывала молодой Государыне народную чайную, пекарню и швейную мастерскую:
– Уже два года благодаря собранным деньгам мы помогаем женщинам, оказавшимся в нищете. В нашей школе кройки и шитья их дочери учатся зарабатывать себе на хлеб…
– Да, в Дармштадте моя мать вела такую же полезную работу.
– Милая Аликс, – вступила в разговор Великая Княгиня Елизавета Федоровна, сестра Императрицы, — разреши тебе представить попечительницу швейных классов госпожу Ламанову…
Ее Величество внимательно слушала Надежду, время от времени задавая вопросы о том, как происходят занятия девочек, каков их досуг и как складываются их судьбы. Узнав, что на Большой Дмитровке уже десять лет как открыта модная мастерская, где трудятся бывшие воспитанницы, высочайшие гости пожелали посетить ее.
Императрица впервые увидела подобное заведение в России. Ей, выросшей в Европе, приходилось бывать в разных модных домах — у Пакен, Дусе, Ворта. Там сложился особый порядок приема заказов: перед прибывшими на парад моделей дамами дефилировали в течение нескольких часов манекенщицы в уже готовых туалетах. Покупательницы выбирали себе наряд и его тотчас отправляли им на дом.
В ателье же Ламановой платье создавалось, словно уникальное произведение искусства. Не прошло и получаса, как Императрица была захвачена феерическим действом рождения бального наряда. Белый тюль окутал ее стройную фигуру… Нежное кружево, рассеченное стальными ножницами, струилось рельефными волнами, ниспадая на пол… По серебристому атласу лифа была пущена нежная шифоновая драпировка, каждая складка которой крепилась булавкой…
– Повернитесь к зеркалу, Ваше Величество, — сказала мадам Ламанова, и изумленному взору государыни предстало платье, словно рожденное лунным светом.
– Я дозволяю Вам впредь именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества!» - произнесла патронесса."
Как на самом деле состоялось знакомство Императрицы с Надеждой Петровной доподлинно неизвестно. Документы, найденные нашей исследовательской группой в Российском Государственном Историческом Архиве, позволяют узнать некоторые факты присвоения почетного звания Поставщицы.
Подробнее об этом в разделе «Награды и звания».
Использованные источники:
🗎 Журнал «Караван историй» № 10, 2006 год
О придворных шлейфах к спектаклю «Анна Каренина» на сцене МХАТ
В 1937 году под руководством Ламановой были выполнены женские костюмы для спектакля «Анна Каренина». В прекрасных придворных шлейфах в разное время на сцену выходили актрисы Софья Николаевна Гаррель, Вера Николаевна Попова и Мария Александровна Дурасова. Но были ли эти шлейфы созданы Надеждой Ламановой? Скорее всего нет. Подробно об этом в разделе «Придворные шлейфы».
Платье не из коллекции Веры Карахан
К сожалению, в каталоге выставки 2014 года, изданному специально к выставке «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа», была допущена ошибка. Платье было атрибутировано как приобретенное у потомков актрисы Веры Карахан в 1971 году, но оказалось, что оно было приобретено Эрмитажем в 1974 году у жительницы Ленинграда Кузьминой Е.Е.
На этом чудесном послеобеденном платье нет ни одной марки, неизвестна даже страна происхождения. Выполнено оно из черного шифона, вышитого на груди, рукавах и подоле синим суташем. Чехол выполнен из шелка синего цвета с треугольным треном. Тюник обшит по краю бахромой из синего бисера, на талии – задрапированный кушак с вышитыми «пряжками» спереди и сзади.
Использованные источники:
🕮 Каталог выставки «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа» : в 2 т. / Государственный Эрмитаж. - СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. - 264 с. : ил.
Платье от Надежды Ламановой или от Поля Пуаре?
В книге Татьяны Константиновны Стриженовой «Soviet Costume and Textiles 1917-1945», опубликованной в 1991 году, содержится фотография, выделяющаяся среди прочих работ Надежды Ламановой не только непосредственно платьем, но и моделью его демонстрировавшей. Стриженова сопровождала фотографию описанием:
«Ручная вышивка является неотъемлемой частью конструкции предмета одежды. С ее прекрасным чувством формы, Ламанова могла объединить детали народной вышивки с асимметричным рядом пуговиц, впрочем, этот элемент костюма можно было носить поверх платья. 1923 год».
А вдруг Татьяна Константиновна ошиблась с датировкой и эта модель была показана на Всемирной выставке в Париже 1925 года и девушка модель француженка? Ещё один нюанс — в правом нижнем углу будто номер из каталога или номер модели, например, для конкурса, а значит могла быть где-то опубликована кроме как в вышеуказанном издании.
В процессе поиска моделей, которые Поль Пуаре мог демонстрировать на Международной выставке, нашлись две фотографии внешне очень похожей девушки манекенщицы. На одной из фотографий сам Поль Пуаре вносит финальные штрихи на платье модели, а на второй она позирует в том же интерьере, что и якобы модель от Ламановой.
В том, что это ателье Поля Пуаре нет сомнений благодаря фотографии Бориса Липницкого (1887-1971), сделанной в 1925 году.
Несмотря на точность идентификации места съемки, все же неверно утверждать, что искомая модель не принадлежит мастерской Н.П. Ламановой. Атрибутировать авторство удалось лишь в момент обнаружения в журнале «Vogue» 1925 года эскиза спорного платья, которое авторитетное издание относит к моделям Поля Пуаре.
Описание модели в журнале:
«(Второй рисунок) сочетание черного и белого из всех коллекций. Поверх черного атласного платья надета туника из белого поплина производства фирмы «Родье». Туника укорочена и разрезана по диагонали сзади для демонстрации основного черного платья. Край туники отделан узором из линий черного цвета».
Оригинал на французском: «(Seconde figurine) Le noir et le blanc mélangés sont de toutes les collections. Sur un fond de satin noir, une tunique en popeline blanche de Rodier est posée, arrêtée de côté, un peu plus courte que le fond, et largement découpée en diagonale dans le dos de manière à laisser voir un large panneau noir. Motif et bordure noirs»
Жаль, что качество фотографии не позволяет рассмотреть великолепную ткань фирмы «Родье» (фр. Rodier), с которой сотрудничал не только Поль Пуаре, но и дома высокой моды Мадлен Вионне, Шанель и Диор. А может быть и сама Надежда Петровна использовала ткани «Родье» для создания своих моделей? Пока не доказано.
Следующая фотография Бориса Липницкого окончательно развеяла все сомнения относительно авторства.
К сожалению, нет подтверждения того, что платье было показано на Выставке 1925 года.
Отдельно следует отметить тот факт, что Татьяна Константиновна опубликовала снимок из личного архива Ламановой, даже не подозревая, что модель выполнена Пуаре. С другой стороны, разве можно было усомниться, — ведь Надежда Петровна использовала в своих моделях и многослойность, и вышивку. В этом платье четко прослеживается русский след в творчестве Поля Пуаре, который, видимо, вдохновлялся традиционным костюмом средней полосы России. Взгляните на фотографии старинного элемента русской одежды — запон.
Передник, фартук, завеска, занавеска, запон, запань... Все эти названия означают один предмет — часть женского или девичьего костюма, часто украшенный настолько богато, что красота его узоров, звучность колорита превосходят все другие части комплекса. Разумеется, были и будничные передники, более скромные по украшениям. В разных губерниях России передники имели особенную форму, которая складывалась на протяжении многих веков.
Использованные источники:
🕮 Strizenova Tatiana "Soviet Costume and Textiles 1917-1945" Published by Flammarion, 1991
🕮 «Во всех ты, душенька, нарядах хороша»: традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков / Русский музей; [сост. Н. И. Ковалева и др.] ; фот. В.А. Воронцов, В.Ф. Дорохов, М.В. Скоморох]. - Санкт-Петербург : Palace ed., cop. 2015. - 215
🗎 Журнал «Vogue» апрель 1925 год
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65398958/f30.item.r=paul%20poiret
• https://agnautacouture.com/2014/03/30/paul-poiret-the-self-proclaimed-king-of-fashion-part-1/
• http://lauradahl.com/fashion-became-show/