Екатеринбургский исследователь Андрей Львович Ламанов в течение нескольких лет изучал родословную помещиков Ламановых Великолуцкого уезда Псковской губернии и сделал много интересных находок, благодаря которым известно следующее.
На сегодня древо рода состоит из 40 персон десяти поколений.
Самый старший представитель рода — Семён, примерно 1600 года рождения, имел поместье в том же уезде, которое впоследствии оставил сыновьям. Лев Федорович Ламанов, прадед Надежды Петровны, в 1762 году в Нижегородском уезде, в Закудемском стане в деревне Килелей имел вотчину. Челобитная прадеда Льва Федоровича Ламанова подтверждает, что он, как и отец Надежды Петровны, посвятил свою жизнь военному делу и той же судьбы желал своему шестилетнему сыну Михаилу, будущему деду нашей героини. В этом же документе прадед пишет о своей принадлежности к Российскому дворянству.
Вполне предсказуемо распорядился своей судьбою и сын Михаила — Пётр, будущий отец Надежды Ламановой, который дослужился до чина подполковника, о чём неоднократно упоминалось в разных публикациях. Однако же сведений о матери не было никаких. В РГИА нашёлся документ — прошение на внесение в списки на дворянство, поданное вдовой Надеждой Александровной Ламановой, урожденной Лишевой. Таким образом стала известна девичья фамилия матери. Дальнейшим поиском занималась Татьяна Львовна Грачева в Нижнем Новгороде. Ей удалось найти в ЦАНО свидетельство о браке между Петром Михайловичем Ламановым и Лишевой Надеждой Александровной. Наконец, стала приоткрываться таинственная завеса материнской линии Надежды Петровны. К генеалогическому расследованию в 2015 году подключилась Мария Маркович. Совместными усилиями генеалогов были найдены метрики о рождении детей Лишевых в архивах Санкт-Петербурга.
Петру Михайловичу было уже далеко за сорок, когда он, будучи холостяком, поселился в Нижегородской губернии. Как это было принято в то время, он наносил визиты соседям, у которых были дочери на выданье. Одним из таких был генерал-майор Александр Иванович Лишев, командир 4 карабинерского полка, базировавшегося в то время в Нижнем Новгороде. Лишев, происходивший из обер-офицерских детей Санкт-Петербургской губернии, сделал блестящую карьеру на военном поприще, начав службу с чина унтер-офицера Гренадерского Его Величества императора Австрийского полка в 1813 году. Из послужного списка Александра Ивановича от 1837 года, найденного Александром Богинским, известно, что за ревностную службу Лишев имел несколько наград.
Итак, в семье генерала и его жены Веры Николаевны, дочери отставного прапорщика Хлуденева, подросли дочери: Надежда, София и Зинаида. Вскоре Петр Михайлович Ламанов сделал предложение юной Надежде Лишевой и получил согласие. Наде в то время исполнилось лишь 20 лет, жених же был старше на 25 лет. Не последнюю роль в решении Нади выйти замуж сыграло то обстоятельство, что к этому времени отец ее уже умер, и девушке нужно было устраивать свою судьбу. Тем более, что из найденного Марией Маркович письма Александра Ивановича Лишева, датированного 1851-м годом, становится понятно, что семья, имевшая 10 детей, находилась в крайней нужде. Вполне возможно, что Надежда действительно полюбила этого мужчину. Венчание Петра Ламанова и Надежды Лишевой прошло в селе Крутец Нижегородского уезда.
Выписка о венчании из метрической книги церкви села Крутец за 1861 гласит: «За № 2 8 января 1861 года жених подполковник Белорусского гусарского полка Пётр Михайлович Ламанов, первым браком, 45 лет и после умершего генерал-майора Александра Лишева дочь Надежда Александровна Лишева, первым браком, 20 лет. Поручители по женихе титулярный советник Павел Михайлович Ламанов и титулярный советник Дмитрий Тимофеев Погуляев. По невесте поручик Александр Александров Лишев и подпоручик Николай Александров Лишев». Как видно, поручителями, то есть свидетелями со стороны невесты, были ее братья. Так воссоединились два дворянских рода: Ламановых и Лишевых.
В декабре этого же 1861 года у них родилась дочь, наша героиня — Наденька Ламанова. Крещение состоялось в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Шутилово Лукояновского уезда , которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Через два года, в 1863 г., у Ламановых родилась вторая дочь — Анна. Интересно, что по своей родословной род Ламановых должен был вноситься в 6-ю часть Родословной Дворянской книги, как древние дворянские роды, чье происхождение начиналось ранее 1685 года. Из найденного Татьяной Грачёвой дела «О доказательстве дворянства рода Ламанова» видно, что дед Надежды Петровны предоставлял документы о древности рода в Дворянское Собрание. Почему потом перевели их во вторую часть и куда исчезли в семье документы? Не очень еще понятно по какой причине Пётр Михайлович после женитьбы не внес дочерей и жену в Нижегородскую Родословную Дворянскую Книгу. Этого мы, наверное, не узнаем никогда. Мать Надежды Петровны после смерти мужа дважды (в 1884 и в 1886 гг.) подавала прошения о причислении ее с дочерей к нижегородскому дворянству. Из этих документов стало известно, что 26 апреля 1858 года Пётр Ламанов был уволен в бессрочный отпуск в Нижегородскую губернию с переводом в Екатеринославский Драгунский Ея Императорского Высочества Великой княгини Марии Николаевны полк и оставлен в бессрочном отпуске до 1866 года, а затем ушел в отставку.
В том же, 1866 году, у Ламановых родилась третья дочь — Екатерина. Прошло еще одиннадцать лет и на свет появилась Мария. Та самая Мария, на руках у которой в 1941 году и скончалась Наденька, из письма которой станут известными последние минуты жизни Ламановой. Самая младшая, пятая дочь Ламановых, София, родилась еще через три года — в 1880 году. Известно, что предпоследняя, Мария, пережила самую младшую сестру. Все дочери, кроме Анны, устроили свою судьбу и вышли замуж. Почти обо всех нам удалось собрать некоторую информацию. А пока вернемся к родителям.
В 1866 году Пётр Михайлович назначается на должность Ардатовского уездного исправника и семья переезжает в город Ардатов, где они проживут до 1873 года. В этом году отец семейства был перемещен на аналогичную должность по Балахнинскому уезду, откуда по прошению по болезни был уволен в 1879 году. Подробности болезни отца стали известны благодаря найденному Татьяной Львовной Грачёвой протоколу совещательного присутствия врачебного отделения нижегородского губернского правления, в котором подробно описывается его полное медицинское освидетельствование. Помимо серьезных проблем со зрением, врач отмечал, что Пётр Михайлович "страдает общим нервным раздражением с постоянным непроизвольным подергиванием головы (Chorea St. Vitti)". Ещё пять лет после увольнения проживет Пётр Михайлович, смерть его датируется 12 сентября 1884 года (по ст.ст.) «от удара». 15 сентября 1884 он был погребен на Нижегородском Петропавловском кладбище, которое было открыто на окраине города в 1784 году. По мере смещения границ города кладбище оказалось включенным в городскую черту и теперь это центральная его часть.
Официально Петропавловское и Духовское единоверческое кладбища были закрыты властями для новых погребений на основании решения исполнительного комитета Нижегородского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Нижнего Новгорода от 13 апреля 1922 года ввиду того, что они перегружены и находятся в центре города. Однако погребения на них продолжались в уже существующие могилы. Только спустя время постановлением Горьковского горсовета от 15 апреля 1937 года было решено Петропавловское кладбище окончательно ликвидировать, а на его территории разбить парк. В 1940 году бывшее Петропавловское городское кладбище после ликвидации было превращено в парк им. И.П. Кулибина. Случилось это за год до смерти Надежды Петровны.
Последние сведения о Надежде Александровне Ламановой датируются 1886 годом, когда от нее поступило второе прошение о причислении ее к нижегородскому дворянству. Сама Надежда Петровна указывает, что мать ее в этом же году умерла. Метрическая запись о ее смерти нами пока не найдена. За три года до смерти матери Надежда Петровна переехала в Москву, где и началась её удивительная творческая жизнь.
Возвратимся к роду матери Надежды Петровны — Надежды Александровны Лишевой. Кроме неё в семье было еще 9 детей. Совсем мало информации о Софии Александровне Лишевой, известно лишь, что в 1870 году она служила классной дамой в Мариинской женской гимназии, которую Ламанова окончила в 1879 году. Из выписки о венчании родителей Надежды Петровны, узнаём еще двух братьев, бывших свидетелями на свадьбе — это Николай Александрович Лишев и Александр Александрович Лишев. Фотографии Николая и Александра Лишевых нашлись в Альбоме портретов бывших кадет 1 Кадетского Корпуса Михайловского артиллерийского училища.
Из послужного списка Александра Александровича мы узнаем, что в 1887 году в чине полковника он подал прошение об отставке в связи с «изменившимися домашними обстоятельствами». Высочайшим приказом в этом году был произведен в генерал-майоры с назначением пенсии из Государственного казначейства по 287 рублей 50 копеек в год из эмеритальной кассы.
С 1881 года полковник А.А. Лишев был начальником Михайловского Шостенского порохового завода. Уже будучи в отставке, Александр Александрович закончил начатые П.А. Михалевым разработки бездымного пороха из нитроклетчатки. С 1895 года завод Винтера начал выпускать этот порох для охотничьих гладкоствольных ружей под названием «Порох Лишева».
Из данных по состоянию на 1909 год, известно, что еще один брат Лишевых, полковник Виктор Александрович, также служил на Михайловском Шостенском пороховом заводе в чине штаб-офицера по технической части. Завершил он свою карьеру в звании генерал-майора. Его дочь, Ольга Викторовна, выбрала профессию скульптора, как и её супруг Сергей Фёдорович Булаковский, одна из известных работ которого — «Несущая камень», находится в Государственной Третьяковской галерее. Сергей Фёдорович скончался в 1937 году, на 10 лет раньше жены, и она создала памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище (2 уч. 35 ряд). Ею же для дома «Межрабпрома», впоследстии ставшего Киностудией имени Горького, выполнена некая композицию-рельеф по эскизам Веры Игнатьевны Мухиной. А значит и Надежда Петровна Ламанова с ней общалась.
Последний из братьев, о котором расскажем — Всеволод Александрович Лишев. Он как и все избрал военную карьеру, увенчавшуюся пожалованием в звание генерал-лейтенанта. Всеволод Александрович был участником Русско-японской войны и за храбрость награждён орденами Святой Анны 1-й степени с мечами и Святого Владимира 2-й степени с мечами. В результате исследований Марии Маркович, удалось установить, что Всеволод Александрович Лишев женился на Анне Ивановне, вдове статского советника Ободовского. Её детей, Сергея, Анну и Всеволода он усыновил по указу от 1 апреля 1891 года. У Всеволода Александровича и Анны Ивановны был только один совместный сын, Николай, родившийся 10 сентября 1888 года. Приемный сын Лишева, Всеволод Всеволодович стал известным скульптором.
Из наиболее известных работ можно отметить памятник писателю Николаю Гавриловичу Чернышевскому, автору того самого романа «Что делать?», страницами которого вдохновлялась юная Надежда Ламанова, и памятник русскому дипломату, поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову. Оба памятника находятся в Санкт-Петербурге. Были еще не менее прекрасные работы, например, памятник Петру I, не дошедший до наших дней, потому что он был демонтирован и отправлен в переплавку в 1931 году.
Татьяна Львовна Грачёва нашла фотографию некоей А. Лишевой, адресованную Всеволоду Всеволодовичу. По всей вероятности, на ней изображена его сестра — Анна Всеволодовна.
Перейдем к рассказу о сестрах, одна из которых, Зинаида Александровна Лишева, вышла замуж за Якова Ивановича Ходакова и у них родилось 10 детей. У старшего сына, Якова Яковлевича, родилась дочь, Людмила Яковлевна (1906-1976), вышедшая впоследствии замуж за скульптора с мировым именем Андрея Викторовича Кикина (1898-1963).
Из самых известных работ Андрея Викторовича в Нижнем Новгороде отметим бюст Кузьме Минину на одноименной улице, бюст Ивану Кулибину и памятник Максиму Горькому, установленные в начале 1940-х годов в том самом парке им. Кулибина, созданном на месте кладбища.
В своей автобиографии Надежда Петровна немного написала о своей матери. Надежда Александровна Лишева закончила Екатерининский институт, знала языки, умела танцевать, принимать гостей, была молода, всегда нарядно и красиво одета. Она очень любила детей, баловала их и старалась дать всестороннее образование. Пётр Михайлович её очень любил, подчинялся влиянию и полностью доверил воспитание детей. О своем отце Надежда Петровна вспоминала, что он был веселый, талантливый человек, музыкант-самоучка (мог по слуху сыграть любую сложную пьесу), превосходный певец, душа общества. При этом его родной старший брат Павел Михайлович был пьяница и мот и к моменту свадьбы Петра Михайловича имение было заложено и перезаложено, что в итоге привело к его продаже с молотка. До продажи имения всем домом руководила Анна Михайловна, вдова Алексеева, старшая сестра Петра Михайловича. Была она необразована, детей не имела.
Особого нашего внимания заслуживают родители Петра Михайловича, отец статский советник Михаил Львович и мать статская советница Екатерина Николаевна Ламанова (в девичестве Таптыкова). У Екатерины Николаевны, как бы сейчас про нее сказали, была самая настоящая предпринимательская жилка. В свои 44 года она основала в Шутилове винокуренный, а в 60 лет и 64 года – стекольный заводы. Для работы на Стекольном заводе, во вновь созданной деревне Стеклянный, Екатерина Николаевна вывезла крестьян из Васильевской волости, находившейся в Лукояновском уезде. Позже деревня Стеклянный была переименована в деревню Гремячку, существующую под этим названием и по сей день. По всей видимости, энергия Екатерины Николаевны била ключом. Шутка ли, своего младшего сына, Петра, она родила в 52 года, а в 86 лет эта удивительная женщина основала еще одну деревню — Пруды.
Теперь становится совершенно ясно, что творческие дарования передались Надежде Ламановой и ее сестрам по линии матери, а предпринимательские способности, несомненно, по линии отца. Пока ничего не нашлось о сестре Надежды Ламановой — Анне Петровне, обо всех же остальных немного информации имеется.
*****
Екатерина Петровна как минимум с 1903 года держала мастерскую модных нарядов по адресу Эртелев переулок, дом 5, о чем гласит справочник «Весь Петербург». Адреса в Петербурге менялись. Так в 1916 году модный магазин находился по адресу Фонтанка, 18 и его держала уже дочь Екатерины Петровны — Екатерина Александровна.
В 1902 году Екатерина Петровна вышла замуж за актера Александринского театра Александра Семёновича Чернова (настоящая фамилия Шварцшильд, 1855-1920). До бракосочетания у них родились четыре дочери, названные именами сестер Ламановых в том же порядке: Надежда, Екатерина, София и Мария. Только одно имя было пропущено — Анна. Их отец, Александр Семёнович, служил с перерывами в театре с 1884 г.
Немного о перерывах в служении театру А.С. Чернова известно из записей дневника последнего директора императорских театров, Владимира Аркадьевича Теляковского:
19 июля (6 июля) 1904 г.
«<...>Приходил сегодня Чернов Александринского театра и просил меня или оставить его на прежнем содержании как пенсионера, или уволить его в годовой отпуск. Я обещал дать ему ответ в августе.<...>»
По всей видимости в тот раз ответ Теляковского был положительным, поскольку в 1908 году появилась такая запись:
12 июля (29 июня)
«<...>Крупенский мне пишет, что наш артист драматический Чернов обратился с просьбой к Столыпину, чтобы его оставили на дальнейшей службе в Александринском театре. Он пенсионер и уже раз увольнялся. Теперь за сокращением штатов уволен. Обращался ко мне, я ему отказал. Удивительно трудна задача эти штаты провести, когда за каждого артиста просят. Главное, что просит-то Столыпин через Оболенского — того именно, который должен наблюдать за сокращением расходов.<...>»
24 сентября (11 сентября)
«<...>Получил письмо от премьер-министра Столыпина. Он обращается с просьбой за артиста Чернова, которого как пенсионера ввиду сокращения труппы уволили. Действительно, нет ни одного артиста, за которого бы кто-нибудь из высокопоставленных не просил.<...>»
10 октября (27 сентября)
«<...>Сегодня я был у Столыпина, к которому я ездил по поводу его письма о Чернове. Обещал я хлопотать у Министра о подарке Чернову из Кабинета.<...>»
22 октября (9 октября)
«<...>Чернову разрешено дать подарок из кабинета в 400-500 р. Тартакову разрешен концерт.<...>»
Таким образом, Александр Семёнович остался служить в Александринском театре.
Нам также известно, что Александр Семёнович дружил с заслуженным артистом Императорских театров Варламовым Константином Александровичем (1848-1915), чья совместная фотография с Надеждой Петровной Ламановой и Андреем Павловичем Каютовым сохранилась в фотофонде ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
О дате знакомства Ламановых, Каютовых и Черновых с К.А. Варламовым доподлинно неизвестно. В юности, до службы в Александринском театре, К.А. Варламов служил во многих провинциальных театрах. Выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах в комическом амплуа простака. В 1874 году занял положение премьера Нижегородского театра, одного из лучших провинциальных театров того времени (в настоящее время Нижегородский театр драмы имени М. Горького). В 1875 году благодаря А.А. Нильскому и Н.Ф. Сазонову он поступил в Александринский театр, став одним из ярких водевильных актёров труппы. Играл в спектаклях самых разных жанров, в том числе опереттах, балетах, дивертисментах. Для игры Варламова были характерны оптимизм, жизнерадостность, стихийный комизм, подчёркнутая театральность и одновременно достоверность.
Критики называли его «царём русского смеха» и обвиняли во «всеядности»: он соглашался на любые роли, в его репертуаре много классических русских пьес и пьес «лёгкого» жанра: оперетт, водевилей, фарсов. Всего на сцене Александринского театра Варламов сыграл более 1000 ролей, в том числе оперных и балетных партий. В «Ежегоднике Императорских Театров» 1900 года перечислено 640 только главных его ролей. В числе лучших — Варравин («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), Яичница («Женитьба» Н.В. Гоголя), Большов и Юсов («Свои люди — сочтёмся» и «Доходное место» А.Н. Островского), Сганарель («Дон-Жуан» Мольера в постановке Мейерхольда). Об артисте рассказывали многочисленные байки и анекдоты. В Петербурге даже были выпущены папиросы «Дядя Костя» с его портретом.
Театральная энциклопедия отмечала, что на весь Петербург славились так называемые «Варламовские капустники» — весёлые вечера с представлениями в доме актёра К.А. Варламова для друзей и знакомых.
Не только дружба связывала Константина Варламова и Александра Чернова. Из метрической записи о рождении у Чернова первенца — дочери Надежды, следует, что Константин Варламов стал её восприемником (крестным), а восприемницей стала Надежда Петровна Ламанова. Здесь надо сказать, что Надежда Петровна была крестной еще одной дочери Черновых — Екатерины.
В 1880-е годы К.А. Варламов тяжело заболел слоновой болезнью, утратив способность передвигаться. Однако до конца жизни он продолжал участвовать в театральных постановках, играя преимущественно сидя, и оставался любимцем публики. Константин Варламов скончался в Петрограде 2 (15) августа 1915 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петеp6ypге.
Владимир Теляковский записал в дневнике:
6 августа — 1 сентября (24 июля - 19 августа) 1915 г.
«<...>Сегодня, 3 августа, получил телеграмму от Мецнера, сообщающего, что утром 2 августа скончался заслуженный артист Варламов. Это большая и незаменимая утрата не только для Александринского театра, но и для всего русского театра. Этого печального конца надо было ожидать, ибо Варламов, несмотря на свою болезнь, летом вместо отдыха все время гастролировал. Окружавшие его приживатели эксплуатировали бедного старика, который, в сущности, играл и утомлялся, чтобы удовлетворить их потребности и нужды. Ему даже старались доказать, что Дирекция его недостаточно много заставляет играть зимой и от этого он хворает. Грех им, этим друзьям. Меня всегда брал страх, когда я видел, в каком болезненном состоянии Варламов играет.<...>»
Александра Семёновича не станет через 5 лет, в 1920-м. Его дочь Екатерина Александровна в 1930-х будет жить уже в Москве.
*****
В начале XX века Мария Петровна Неппенстрем (Терейковская) держала мастерскую шляп в доме Живаго, по адресу Большая Дмитровка, 12. В 1903 году в дом Живаго переедет, и будет жить Константин Федорович Крахт — супруг самой младшей сестры Надежды Петровны, Софии, которая свои творческие способности реализовала став известной актрисой в театре Незлобина под псевдонимом Позднякова. Очень теплые воспоминания о Софии Петровне оставил родственник Константина Крахта, Владимир Владимирович Матов.
Согласно отчету Московского отделения Русского музыкального общества София Петровна, под девичьей фамилией Ламанова, училась в Московской консерватории по классу фортепиано у композитора и пианиста Генриха Альбертовича Пахульского в 1897-98 году и в первом учебном полугодии 1898-99 года, но уже под фамилией Крахт. К слову, учеником Г.А. Пахульского (в другое время) был композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр, написавший музыку для спектакля Безумный день, или Женитьба Фигаро, костюмы для которого выполнялись Надеждой Петровной Ламановой. Сольфеджио на первом курсе Софии Петровне преподавал композитор Николай Михайлович Ладухин, более известный в музыкальном мире как педагог и теоритик, написавший сборники сольфеджио для одного-четырёх голосов, использующихся при обучении и в наше время. В списках выпускников София Петровна не значится скорее всего потому, что она оставила учебу в связи с рождением сына Романа в 1899 году.
Вновь обращаемся к бесценным записям дневника Владимира Аркадьевича Теляковского:
23 апреля (10 апреля) 1916 г.
«<...>Был с визитом у графини Фредерикс, которая, между прочим, просила о принятии в московский Малый театр артистки Театра Незлобина Крахт, родственницы портнихи Ламановой. О ней много говорил Южин. Говорила графиня также о певице Краффорд, но я сказал, что нам не надо брать иностранок, особенно невыдающихся.<...>»
5 мая (22 апреля)
«<...>Послал вчера телеграмму графине Фредерикс, что артистку Познякову я, согласно ее желания, взял в труппу Малого театра. Она сестра портнихи Ламановой и, вероятно, через нее просила графиню. На меня Познякова произвела хорошее впечатление — хорошо говорит, представительна и хорошо одета.<...>»
К сожалению, среди указателя имен труппы Малого театра Софии Петровны не значится ни под одной из фамилий. Однако поиск по псевдониму неожиданно привел к Гликерии Николаевне Федотовой, носившей фамилию Позднякова в девичестве.
*****
Как порой удивительны переплетения судеб людей, которые придумывает сама жизнь. Гликерия Николаевна была очень хорошей знакомой супруга Надежды Ламановой — Каютова Андрея Павловича, также увлекавшегося театром, при этом окончившего юридический факультет Московского Императорского университета и работающего по специальности. Чего не скажешь о закончившем тот же факультет Константине Федоровиче Крахте, который проработав по специальности всего 4 года, без сожаления оставил карьеру юриста и стал скульптором. Интересно, что в самом начале своего творческого пути он создал из гипса скульптурный портрет Надежды Петровны Ламановой. Супруг же упомянутой в дневнике Теляковского графини Ядвиги Алоизиевны, министр императорского двора Владимир Борисович Фредерикс, вынес резолюцию «Высочайше разрешено» на прошениях Надежды Ламановой о присвоении ей звания поставщицы Ея Императорского Высочества в 1898 году и Поставщицы Ея Императорского Величества в 1904 году. За год до этого, в 1903 году, Ламанова создавала некоторые костюмы для самого знаменитого бала, прошедшего в Зимнем дворце.
Последнее пристанище две сестры Ламановой — Мария Петровна и София Петровна нашли рядом с Надеждой Ламановой на Ваганьковском кладбище. Там же лежит и дочь Софии Петровны, Надежда Константиновна Крахт. Согласно исследованиям, удалось выяснить только, что у Софии Петровны была внучка Гулина Елена Романовна, 1937 года рождения. О других потомках пока ничего не известно, но поиски еще не завершены.
Использованные источники:
• Статья Марии Маркович «Знакомая незнакомка» http://www.svrt.ru/lib/znakomaya.pdf
• Форум Союза Возрождения Родословных Традиций: https://forum.svrt.ru/topic/8094-родословная-ламановой/
• Фотография артиста Александра Семёновича Чернова
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12334407
Визитная карточка Александра Семёновича Чернова
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9304145
Теляковский В. А. Директор Императорских театров.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22055843
• Варламов К.А. на даче Н.П. Ламановой – Фотофонд ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15086209
• А.С. Чернов (с дарственной надписью к А.А. Петрову) – «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12334380
🕮 Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1913—1917. Петербург / Под общ. ред. М.Г. Светаевой; подгот. текста С.Я. Шихман и М.А. Малкиной; коммент. М.Г. Светаевой, Н.Э. Звенигородской, при участии О.М. Фельдмана. М.: "АРТ", 2017
🕮 Весь Петербург на 1903 год : адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. - [СПб.] : издание А.С. Суворина, [1903]. - 972 с., 2018 стб. : ил., пл. – Электронная копия доступна на сайте Рос. нац. б-ки. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020053/view
🕮 Весь Петроград на 1916 год : адресная и справочная книга г. Петрограда / под ред. А.П. Шашковского. – [СПб.] : издание т-ва А.С. Суворина – "Новое время", [1916]. – 924 с., 1984 стб. : ил., пл. – Электронная копия доступна на сайте Рос. нац. б-ки. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000050120/view
🕮 Русское музыкальное общество. Московское отделение. Отчет Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. - Москва : т-во "Печ. С. П. Яковлева", за 1897-98 год. - 1898 г.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003840300#?page=1
🕮 Русское музыкальное общество. Московское отделение. Отчет Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. - Москва : т-во "Печ. С. П. Яковлева", за 1898-99 год. - 1899 г.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003840299#?page=1
• http://www.kikin.ru
• http://rusgeneral.ru/maxi/l/gen_l595a_F1.jpg
• https://www.geni.com/photo/view/6000000044464875335?album_type=photos_of_me&photo_id=6000000044465631855
• https://www.ria1914.info/index.php/Пороховые_заводы
• https://anatomy4sculptors.blogspot.com/2013/11/early-days.html
• https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1681173/293cd24a-d05d-42fd-9682-dcf41203b005/s1200?webp=false
• http://www.gttp.ru/text/242.htm
• http://rusgeneral.ru/general_l3.html
• https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/lishev_vv/13429_mainfoto_02.jpg
• http://retromap.ru/m/#141893_z14_56.324704,44.016757
• http://www.krimoved-library.ru/images/muzy/1-67.jpg
• https://w.histrf.ru/articles/article/show/friedieriks_vladimir_adolf_anton_vladimir_borisovich_ghraf
• https://polzam.ru/index.php/istorii/item/986-vseyadnyj-aktjor-konstantin-varlamov?tmpl=component&print=1