ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ АТЕЛЬЕ ЛАМАНОВОЙ
Реклама появилась не вчера и даже не 100 лет назад. Вероятно, во все времена люди старались заявить о себе, выделится, отличится от всех, особенно если речь заходила о тех ремеслах, в которых была серьезная конкуренция. А конкуренты у Надежды Ламановой были очень достойные. Итак, также как и у наших современников, дизайнеров, у Ламановой была фирменная торговая марка — сейчас мы называем это лейбл или бренд, визитная карточка и фирменный бланк ателье для записей. А также в одном издании нашлась реклама ателье Ламановой!
Фирменная торговая марка
Принадлежность платьев и костюмов работе ателье Надежды Петровны Ламановой подтверждается маркой в виде автографа мастера, напечатанной золотой краской на шелковой ленте корсажа.
Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Отвечая той цели, для которой установлена защита товарного знака, т.е. для отличия товаров, знак должен удовлетворять некоторым условиям. Так, например, товарным знаком не может служить изображение, недостаточно отличающееся от знаков, предоставленных в исключительное пользование другим торговцам для однородных товаров (ст.131, п.2) и товарный знак должен содержать в себе буквенное изображение: имя, отчество, фамилию (хотя бы инициалами) предпринимателя, фирму и место нахождения предприятия (ст.129). Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли Министерства торговли и промышленности.
Надежда Петровна использовала в качестве товарного знака свой автограф. Это подтверждается также письмом Ламановой, написанном на фирменном бланке ателье.
Благодаря её фирменному знаку, и сегодня, спустя столько лет, имеется возможность определить принадлежность платьев и костюмов работе мастерской Ламановой.
Визитная карточка и фирменный бланк ателье
Одно из писем Ламановой, адресованное Марии Федоровне Герингер, написано на цветной визитке ателье. Так что теперь мы знаем, как выглядела визитная карточка Поставщицы Ея Императорского Величества Н.П. Ламановой и фирменный бланк ателье начала 1900-х годов.
История возникновения визитных карточек достаточно интересна и противоречива (в части века появления и страны-«первопроходца»).
Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом. Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Указом Императора правительственным чиновникам было вменено в обязанность иметь визитки с указанием имени и должности. Визитки государственного образца изготавливались из красной бумаги с каллиграфическим написанием текста чёрной тушью только имя, фамилия и должность.
В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, самые ранние визитные карточки датируются 1731 г.
Во Франции они появились в XVII в., во времена Людовика XIV. Естественно, первыми обладателями визиток стали дворяне и богатые люди. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры фамильные гербы со своею подписью и датой вручения.
В истории возникновения визитных карточек появляется Япония — там визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века.
Российские визитки вошли в обиход во времена царствования Екатерины II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.
В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было явиться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, «п» — означало поздравление, «о» — отъезд и, следовательно, прощальный визит, «ж» — желание осведомиться о состоянии здоровья, «в» — возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.
В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства находится одна на двоих визитная карточка Надежды Петровны и Андрея Павловича Каютовых вероятнее всего использованная с целю визита. Там же хранится и персонализированная визитная карточка Андрея Павловича Каютова.
В молодой Советской Республике визитки были объявлены «пережитком прошлого» и фактически вышли из употребления. Однако, через непродолжительное время они появились вновь в среде государственных чиновников и артистической элиты. Изготовление визиток, как и вся полиграфия, находилось под неусыпным контролем государства. Для того, чтобы заказать тираж визиток необходимо было её «залитовать» — получить письменное разрешение на изготовление визиток в «компетентных органах».
Еще одним немаловажным правилом русской визитки стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.
«Второе дыхание» визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имели представители власти. Но с приходом демократии «эта роскошь» становится доступной для всех.
А в конце XX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), разный цвет бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.
Реклама ателье Ламановой
За следующую находку мы благодарим Наталью Титову. Именно она нашла одну из первых, а возможно и самую первую рекламу ателье Надежды Петровны, находившегося еще по адресу Большая Никитская, дом Чернева, то есть до переезда в дом Адельгейм.
В 1889 году в Москве была издана книга под названием: «Общеполезная коммерческая "Биржа" и необходимые сведения и адреса для приезжающих с Кавказа и Закавказья о московских, петербургских, провинциальных фабрикантах и фирмах, и для последних о фабрикантах и фирмах Кавказа, с указанием фамилий и рода торговли». Составителем книги был Габриэль Тер-Габриэльянц.
Интересно, что Габриэль Тер-Габриэлянц, хоть и не написал о Надежде Петровне ни слова в своем издании, но рассказал о других действующих в то время магазинах модной одежды и готового платья.
Это не единственная реклама, найденная в печатном издании, еще одна была найдена в газете «Известия» от 7 ноября 1923 года и имеет отношение к Мастерским современного костюма, организованным Ламановой в период Советской власти.
Использованные источники:
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарный_знак
• http://director63.ru/eto-interesno/istoriya-vizitnoy-kartochki