ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВО НАРОДОВ СССР В МОСКВЕ 1927 ГО

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО НАРОДОВ СССР» В МОСКВЕ 1927 ГОДА

Юбилейная выставка «Искусство народов СССР» проходила с 7 ноября 1927 по январь 1928 года. Ее предшественницей была организованная в 1923 году Государственной Академией Художественных Наук «Всероссийская выставка художественной промышленности», на которой по тогдашним трудным условиям удалось представить в далеко неполном виде образцы народного художественного творчества. Выставка та, однако, показала, что народное творчество не погибло, что оно только уснуло в годы гражданской войны и всеобщей разрухи, что оно готово пробудиться и расцвести яркими цветами при благоприятных условиях. Через три года Академия уже приступила к систематическому собиранию материалов по искусству народов СССР.

20 октября 1926 года состоялось открытие при Академии «Отдела по изучению искусства народов СССР». Отдел сразу начал энергичную работу по изучению и популяризации искусства отдельных народностей. При участии местных деятелей были организованы вечера и доклады, посвященные искусству Дагестана, Крыма, кавказа, чувашей, туркменской музыке, мордовским свадебным причитаниям, гончарному искусству в Подолии, искусству Азербайджана, украинской и белорусской литературе и т.п.

И первой демонстрацией работ Академии в этом направлении, демонстрацией всесоюзного и, даже в значительной степени, международного масштаба явилась грандиозная выставка искусства народов СССР. Выставка имела 11 разделов и включала все основные отрасли искусства. Разделы были сгруппированы в 3 основных отдела и расположились по разным адресам: I Отдел изобразительного искусства, театр и кино в здании ВХУТЕМАСА (ул. Мясницкая, 21), II Отдел художественной литературы национальностей в доме Герцена (Тверской бульвар, 25), III Отдел народного творчества и художественной промышленности в Нескучном Дворце в помещении Центрального Музея народоведения (Б. Калужская, 20, ныне Ленинский проспект, 14). Именно III отдел и интересует нас в большей степени, потому что здесь и были представлены модели костюмов Надежды Петровны Ламановой, Веры Игнатьевны Мухиной и Евгении Ивановны Прибыльской. В.И. Мухина и Е.И. Прибыльская кроме того приняли активное участие в художественном оформлении выставки.

Задачей выставки являлось выявление достижений национального искусства СССР за 10 лет. При этом наибольшее значение придавалось показу искусства других областей и республик. Этим, возможно, объясняется тот факт, что в прессе то ли совсем не было, то ли было ничтожно мало информации об экспонатах Ламановой, но достаточно много про все остальные разделы. Что же было показано на выставке Надеждой Петровной? Известен только один костюм и две его фотографии на разных манекенщицах, который можно отнести к экспонатам этой выставки. Абсолютно точно известно, что на выставке «Искусства народов СССР» Ламанова получила отзыв признательности за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока, о чем свидетельствует выданное ей ГАХН удостоверение. Примечательно, что в 1923 году на «Всероссийской выставке художественной промышленности» костюмы Ламановой были расположены рядом с изделиями кустарей Архангельской губернии и самоедов (ненцев). Может быть еще тогда она вдохновилась орнаментами самобытной одежды северных народов?

Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера
Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера.
Мастерская Н.П. Ламановой 1927 год

Чтобы наверняка удостовериться в том, что в этой работе явно прослеживается орнамент одежды самоедов (ненцев), можно взглянуть на этнографические зарисовки заслуженного художника РСФСР Андрея Прокопьевича Лекаренко (1895-1978).

Орнамент мужской парки (спина). Чум шамана Дюфоде. Самоеды Авамской орды. Этнографическая зарисовка художника Андрея Прокопьевича Лекаренко
Орнамент мужской парки (спина). Чум шамана Дюфоде. Самоеды Авамской орды.
Этнографическая зарисовка художника Андрея Прокопьевича Лекаренко

Орнамент на одежде это не только украшение, но и защита. В первую очередь украшались ворот, подол и обшлага рукавов в связи с тем, что в этих местах обнажалось тело. По представлению древних эти места наиболее уязвимы перед нечистой силой, поэтому их защищали орнаментом со специальной символикой.

Орнаменты на женской парке. Авамские самоеды. Этнографическая зарисовка художника Андрея Прокопьевича Лекаренко
Орнаменты на женской парке. Авамские самоеды.
Этнографическая зарисовка художника Андрея Прокопьевича Лекаренко

Узоры ненецкого орнамента состоят из строгих геометрических фигур — прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов, казалось бы ничего не означающих, но на самом деле каждая основана на восприятии местными жителями природы северного края. Названия орнамента говорят сами за себя: «морошка», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «оленьи рога». Последний изображен на флаге Ямало-Ненецкого автономного округа. И, конечно, у каждого свое назначение, так, например, узором «оленьи рога» не рекомендуется украшать обувь, потому что нельзя «топтать» оленя, жизнь без которого невозможна на севере. Важным является не только предмет одежды, обуви или быта на который нанесен орнамент, но и кто носит, да еще и в связи с каким событием. Например, некоторые орнаменты нельзя носить женщинам, а некоторые можно, но не во время беременности. И таких нюансов очень много и это тема отдельного исследования. К сожалению, качество фотографий модели Надежды Петровны Ламановой не позволяет рассмотреть геометрический узор и с точностью сказать, что он значит.

Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера
Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера.
Мастерская Н.П. Ламановой 1927 год

Помимо костюмов, коих было совсем мало, на выставке в широком многообразии была представлена национальная живопись, освещаемая в прессе в первую очередь, графика и скульптура всех художественных течений и группировок истекшего десятилетия; архитектурные проекты и макеты, характеризующие новое строительство; образцы школьных художественных работ, детские рисунки; работы изо-кружков, клубов крестьян; художественная литература, поэзия и проза, книги, биографии писателей; диаграммы, портреты деятелей искусств; национальные народные музыкальные инструменты, записи народных песен; проекты и макеты театральных постановок, эскизы театральных костюмов, театральные журналы, национальные кино-фильмы, фото-репортаж.

Изделия Каменец-подольской художественно-промышленной профшколы. Ковры, вышивки
Изделия Каменец-подольской художественно-промышленной профшколы. Ковры, вышивки
Юбилейная выставка «Искусство народов СССР» 1927 год
Проект мебельной материи художника Ларина и скульптура «Красноармеец» холмогорского кустаря В.П. Гурьева
Проект мебельной материи художника Ларина и скульптура «Красноармеец» холмогорского кустаря В.П. Гурьева
Юбилейная выставка «Искусство народов СССР» 1927 год

Отдельного внимания заслуживает и место, где была расположена экспозиция костюмов Н.П. Ламановой. Как уже было отмечено выше, это был Александрийский дворец в усадьбе Нескучное. Последними его владельцами до Революции 1917 года были Великий Князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы и его супруга Великая Княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра Императрица Александра Федоровна, чьей Поставщицей была Надежда Петровна Ламанова. Александрийский дворец не был официальной резиденцией Великокняжеской четы, которая находилась на Тверской. Нескучное было для них местом умиротворения и покоя от суеты и внимания, поэтому они стремились сюда при любом удобном случае. Лишь после того как Сергея Александровича убили, Елизавета Федоровна отрешилась от всего мирского. Дальнейшие события хорошо известны. А что стало с дворцом? Его ждало много преобразований после Октября 1917 года.

Александрийский (нескучный) дворец в Нескучном саду
Александрийский (нескучный) дворец в Нескучном саду
После Революции Музей народоведения

Сначала здесь расположился Музей народоведения, основой которого стали коллекции Румянцевского музея, Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, Политехнического музея, Государственного исторического музея, Государственного музейного фонда. На непродолжительное время, в 1927 году (но мы уже знаем, что не позднее ноября) в Нескучном дворце расположился Музей мебели, но, однако, же успел попасть в роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», где в одном из эпизодов Остап Бендер и Киса Воробьянинов охотились за гамбсовскими стульями. В 1927-1928 гг. прошла выставка «Искусства народов СССР» и это снова Музей народоведения. С 1931 года в музее началась реорганизация. Центральный Музей народоведения был преобразован в Музей народов СССР. Таким образом, из коллекций музея и его научной работы исключались зарубежные народы. В 1934 году здание Нескучного дворца, где располагался музей, было передано Академии наук, которую в срочном порядке переводили из Ленинграда в Москву. На Большой Калужской, 24 разместился ее президиум, а также некоторые институты. Сейчас дворец на Ленинском проспекте, 14 принадлежит Президиуму Российской Академии наук (РАН).

Государственной Академией художественных наук к выставке были изданы:
Путеводитель по Юбилейной выставке искусства народов СССР, М.: Гос. акад. худож. наук, 1928. 32 с. и
Каталог Юбилейной выставки искусства народов СССР, М.: Гос. акад. худож. наук, 1927. - 18 см.
https://archive.org/details/frick-31072003045699/mode/2up


Использованные источники:
🕮 Стриженова Т.К. «Из истории советского костюма» Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972.
🕮 Вульф В. Чеботарь С. Звезды, покорившие миллионы сердец. Серия : Великие женщины XX века. Незабываемые книги Виталия Вульфа. М. Яуза Эксмо 2013 г.
🕮 Аркин. Д. Искусство вещи. — «Ежегодник литературы и искусства на 1929 год». М., 1929

🗎 Журнал «Советское искусство» №3 1927 год.
http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/6994-sovetskoe-iskusstvo-1927-3
🗎 Журнал «Советское искусство» №5 1927 год.
http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/6996-sovetskoe-iskusstvo-1927-5

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25661798
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26884549
https://infourok.ru/uchebno-issledovatelskaya-rabota-neneckij-nacionalnyj-ornament-i-ego-ispolzovanie-v-sovremennom-trikotazhe-5148587.html
https://topos.memo.ru/en/node/478
https://www.liveinternet.ru/users/3166127/post365303823/
https://pastvu.com/p/18271