ВЫ ДУМАЕТЕ НЕ БЫЛО МОД?
Статья М.Н. Мерцаловой
В 1923 году в Москве состоялась первая Всероссийская художественно-промышленная выставка, где были представлены модели одежды. Ведущими художниками в области костюма в это время были модельер Н. Ламанова, скульптор В. Мухина и театральный художник А. Экстер. Такое интересное сочетание и содружество художников различных областей искусства были не случайными. Каждая из сторон показывала костюм как пластическое решение внешнего облика советского человека.
Простота формы, четкая конструктивность одежды, в основу которой был положен традиционный покрой народного костюма, скупая, но броская орнаментация, подчеркивающая замысел художниц — вот их основные требования к каждой модели. Эти новые художественные задачи в моделировании были для своего времени открытием. И на Всемирной парижской выставке в 1925 году модели из хлопчатобумажных и льняных тканей Н. Ламановой, отделанные льняным шпагатом, кусочками декора и другими простыми никогда раньше не украшавшими европейский костюм материалами, не только имели успех, но и оказали влияние на мировую моду последующих лет. Впервые именно в русском советском костюме были строго логично воплощены новые принципы композиции, на основе которых развивался и развивается новый европейский костюм. А эти принципы построения формы были открыты Н. Ламановой в русской народной одежде, и она со смелостью настоящего художника воплотила их в костюме своего времени.
Интересно отметить, что и Н. Ламанова, и В. Мухина создавали модели, учитывая тот новый тип женщины, который с такой любовью запечатлел А. Шайхет.
Ясное понимание дальнейшего развития массовой одежды видно в эскизах А. Экстер и ее высказываниях: «Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм как прямоугольник, квадрат и треугольник; ритм цвета, вложенный в них, вполне разнообразит содержание формы», — сказано так в 1923 г. («Красная Нива», 1923 г., № 21). Не кажется ли нам, читатели, что приведенная мысль предвосхищает создание геометрического «стиля» костюма, распространенного теперь во всем мире?
И хотя на протяжении двадцатых годов перед нашей страной стоял ряд сложнейших и разнообразных задач, вопрос создания советской моды часто обсуждался и на специальных комиссиях, и в печати. Достаточно сказать, что в 1928 году в журнале «Искусство одеваться» №1 нарком просвещения А. Луначарский убедительно доказывает, что отрицательное отношение к эстетике костюма чуждо пролетариату и привлекательность внешнего облика человека не противоречит задачам революционной борьбы.
Может показаться странным, что такие простые, всем нам понятные положения нужно было доказывать и они нуждались в поддержке высокого авторитета каким был первый нарком просвещения. Но среди молодежи двадцатых годов было распространено излишне суровое отношение к костюму — оно казалось естественной реакцией на буржуазные вкусы того времени.
Работы советских модельеров двадцатых годов были настолько глубокими и самобытными, что в значительной мере определили развитие советского костюма на протяжении последующих 40 лет.
Мастерство советского моделирования одежды покоряет западные столицы своим неповторимым своеобразием.
М. Мерцалова
1. Излюбленной темой творчества Н. Ламановой были различные варианты костюма из двух частей. За основу покроя и декора верхней одежды она берет крестьянский шушун.
2. Летнее платье из льняного кустарного полотна сделано из прямоугольных кусков ткани двух цветов. Своеобразие покроя подчеркнуто ассиметрично расположенными декоративными прямоугольниками, которые создают линейный и цветовой ритм костюма. (Автор Н. Ламанова)
Использованные источники:
🗎 Статья «Вы думаете не было мод?», Мария Николаевна Мерцалова, Газета «Советская культура», №8 (2123), 19 января 1967 г.
https://portal-kultura.ru/archive/year/1967/