ПУБЛИКАЦИИ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ

Ламанова, безусловно, обладала и литературным даром - в этом убеждаешься, когда читаешь ее статьи. В них поражает не только великолепное владение сложной проблематикой костюма, умение найти суть ее, но и логика и композиционная стройность изложения, свой особый язык. Ее статьи кратки и предельно насыщены мыслями, ясны и точны слова, которые выбирает художница для объяснения нередко запутанных и противоречивых теоретических вопросов в области костюма.

В этом разделе также будут представлены публикации убежденных сторонниц ламановской линии рационального костюма - Александры Экстер, Варвары Степановой, Евгении Прибыльской и других художников, создававших в 1920-е годы костюм нового времени.

  • Доклад Н.П. Ламановой «О Мастерской Современных Художественных костюмов».
    на первой Всероссийской конференции художественной промышленности. 1919 год.
    "Только через искусство мы можем прийти к созданию новых лучших форм жизни. Оно должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников."

  • «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда», ЛЕФ № 2, 1923 год.
    Статья Варвары Степановой о костюме сегодняшнего дня - прозодежде. Рисунки спортивного костюма Варвары Степановой и проект добролета Александра Родченко.

  • «Простота и практичность в одежде» и «Современная одежда», Красная Нива № 21, 1923 год.
    Статьи Александры Экстер о современной простой и практичной одежде. Рисунки Александры Экстер.

  • «Иностранная мода» и «Русская мода», Красная Нива № 30, 1923 год.
    Цикл публикаций Надежды Петровны в издании «Красная Нива» открывает статья под названием «Русская мода».

  • «Искусство в современной одежде» Красная Нива № 52, 1923 год.
    Представленные здесь костюмы, работы художницы Н.П. Ламановой, являются образцами утилитарной формы одежды. Сработанные по своему силуэту в форме прямоугольника, они исполнены в простейших материалах, как-то: ситец, крестьянский холст и бумазея. Задачи, поставленные в основу этого разрешения, следующие: максимальная простота формы, минимальное количество швов и застежек. Эти костюмы могут служить образцами для массового производства.

  • Ателье № 1, 1923 год.
    «…Искусство должно войти в обиход практических вопросов и в различные отрасли нашей возрождаемой промышленности… Изящество внешности современного быта должно быть выявлено совместными усилиями, как художников-мастеров, так и руководителей современной промышленности. Искания художников и практические достижения последних должны дать ту форму красивого внешнего быта, которая соответствовала бы переживаемому времени».

  • «О современном костюме» Красная Нива № 27, 1924 год.
    С 1923 года Ламанова выступает со статьями в журналах «Ателье» и «Красная нива», где формулирует принципы реформирования модельного дела, прежде всего в статьях «Русская мода» («Красная Нива» № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива» № 27, 1924 г.), «О костюме» и пр.

  • Альбом «Искусство в быту», 1925 год.
    В 1925 году Надежда Ламанова и Вера Мухина издают альбом «Искусство в быту»; помещая в нем практичные и красивые модели костюмов, адресованные не к профессиональным, но к домашним портнихам. Им хочется, чтобы каждая женщина, руководствуясь их выкройками, могла сшить себе платье, чтобы каждая поняла, что такое красота формы, материала, цвета. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже модели Ламановой получили Гран при. Платья Ламановой были выполнены в стиле «а-ля рюс», очень популярном на Западе благодаря эмигрантам. Они были украшены вышивкой по эскизам подруги Ламановой – скульптора Веры Мухиной и выглядели последним словом моды. Эффект был ошеломляющий, за ним никто и не приметил, что бусы, украшавшие модели, были сделаны из хлебного мякиша. Предлагаем посмотреть альбом «Искусство в быту: 36 таблиц. Игрушка, одежда. Изба читальня, клуб, театр», нарисованные В.Мухиной (есть и другие авторы).

  • «О костюме» Женский Журнал № 1, 1926 год.
    В свое время Татьяна Стриженова, до сей поры - главный исследователь биографии и творчества Надежды Петровны, в своей книге 1972 года «Из истории советского костюма» писала, что среди рукописей Ламановой ею была найдена неопубликованная статья "О целесообразности костюма" (как раз та, в которой Ламанова озвучила свою знаменитую формулу "Для чего? Для кого? Из чего? и все это синтезируется в "как?" (форма)". Стриженова эту статью опубликовала в книге по рукописи. Но! Оказалось, что она ошибалась: статья эта опубликована была в первом номере «Женского журнала» за 1926 год, правда, под заголовком «О костюме». Помимо самого текста, в публикации содержатся фотографии 7 моделей Надежды Петровны из льняных кустарных тканей и вологодских кружев с подробными пояснениями, что очень ценно для специалистов. Кроме того, в роли одной из «фотомоделей» выступила писательница Вера Инбер, личность которой, ранее в связи с Ламановой не упоминалась. Что тоже представляет определенный интерес.

  • «Крестьянское творчество» Женский Журнал № 2, 1926 год.
    В Женском Журнале № 2 за 1926 год опубликовано несколько моделей Надежды Петровны Ламановой. Автор статьи Евгения Ивановна Прибыльская - крупнейший знаток народной вышивки и кустарного ткачества - создавала образцы современного костюма, украшенные вышивкой и аппликацией, как по народным мотивам, так и с новыми модными узорами.