ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ «СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОСТЮМА» 1919 ГОД

Цель и задачи студии:

а) Ввести в производство костюма начала художественности.
б) Привести современный костюм в соответствие с современным бытом Советской Республики и ее всесторонними нуждами.
в) Создать кадры Художников-Инструкторов по костюму для профессиональных школ, для швейной промышленности, для театра.
г) Создать кадры производителей мастеров-производственников высшей квалификации. Программа студии охватывает все области, касающиеся современного костюма непосредственно и связанные с ним служебные дисциплины.

А) Основной курс, базирующийся на тесном единении теории и практики костюма, распадается на две части:

I. Построение костюма:

а) Формовка, основы подхода к человеческой фигуре, как к объекту костюма.
б) Объемное и силуэтное понимание фигуры.
в) Построение костюма по геометрическим формам, как путь к целесообразному разрешению данной задачи.
г) Материал и его связь с формой и целью.
д) Цвет.
е) Орнамент.
ж) Назначение костюма сообразно жизни.

II. Выполнение костюма:

а) Зарисовка костюма – создание схем.
б) Комбинирование материала (фактурное).
в) Техника шва.
г) Выполнение орнамента (различные виды орнамента).
д) Выполнение костюма.
Б) Служебные дисциплины:
а) Анатомия-пропорция.
б) Гигиена.
в) История костюма гражданского, театрального и др. предметы.
г) Народное творчество, его история и техника.
(Коллективное творчество русского крестьянства и инородцев, как первоисточник декоративного искусства в его различных проявлениях).

В объяснительной записке к проекту мастерской современного костюма Ламанова, в частности, отмечала, что в создаваемой студии лабораторным путем будут вырабатываться…

ж) Методы упрощения костюма, как характерный признак костюма трудящегося в его противоположности костюму буржуазии.
з) Динамика современного костюма.
и) Утилитарность современного костюма в связи с его назначением (рабочий, будничный, праздничный, спортивный, профессиональный, верхнее платье, головной убор).

… Но работа была бы неполной, если ограничиться только производственным отделением. Так как речь идет не о простой Мастерской или школе, а именно о разработке самого «образа», самих методов, то необходимо наряду с таким отделением создать еще второе теоретического характера. Оно должно вестись в плане художественно-культурно-просветительном. Здесь работа должна сводиться к художественному осмыслению быта, в частности костюма, как его части. Тут пригодилась бы школа целесообразности, простоты и гармонии, изучались бы факторы материальной культуры и факторы эволюции костюма.

Только привлечением историко-художественного материала возможно развивать в себе понимание художественных требований эпохи и тех скрытых сил, которые на них влияют.

Создание идеологической части происходит в планомерной постепенности: курсы, семинарии, выставки и т.д.

Работа Студии должна вестись по художественно-производственному плану. Все, что вырабатывается в Мастерских Студии, должно находить себе естественный сбыт.

Это явится фактическим подтверждением избранных методов и жизнеспособности самого дела.


Использованные источники:
🕮 Стриженова Т.К. «Из истории советского костюма» Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972.