О МАСТЕРСКОЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОСТЮМОВ

О МАСТЕРСКОЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОСТЮМОВ

Доклад Н.П. Ламановой

В 1919 году Надежда Петровна включается в деятельность новых советских учреждений, входит в подсекцию костюма при отделе ИЗО Наркомпроса, куда ее пригласил нарком просвещения А.В. Луначарский. Одновременно она становится инструктором по художественному моделированию при секции "Игла" МОНО. По инициативе художницы в том же 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.

На первой Всероссийской Конференции по Художественной Промышленности, состоявшейся в августе 1919 года, Надежда Петровна выступает с докладом "О Мастерской Современных Художественных костюмов".

Только через искусство мы можем прийти к созданию новых лучших форм жизни. Оно должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников. На выставки, в музеи, в театры мы попадаем сравнительно редко, а жизненный обиход, как мебель, посуда, платье нас окружает, повседневно с нами; глаз привыкает одинаково и к хорошему и к дурному, потому художники и должны в области одежды взять инициативу в свои руки, работая над созданием из простых материалов простейших, но красивых форм одежд, подходящих к новому укладу трудовой жизни. Для этого и организуется мастерская современных костюмов, долженствующая иметь лабораторно—показательный характер. Ее цель дать, повторяю, из простейших материалов, образцы простой и красивой формы одежды, давая художникам полную возможность искать и выявлять свои замыслы в этом направлении, предоставив им надлежащее оборудование и материал, с которым они могли бы оперировать.

Готовые модели поступают в магазин-склад для выставки, принятия по ним заказов, для распространения их в провинции в виде или рисунков, или патронов, выкроек и т. д. Желательно иметь заказы на современные костюмы для театральных постановок, что будет лучшей выставкой.

Считаю также необходимым принимать заказы частных лиц из материалов заказчиков, что даст возможность художникам на живых фигурах проверять найденные ими формы и линии и ближе видеть проведение в жизнь их идей. Затем наилучшие образцы будут производиться в надлежащих материалах для склада. Такие заказы пока нам дадут большое разнообразие материала, который так трудно теперь достать. Для создания полноты силуэта необходимо попутно выработать и формы головного убора.

Желательно иметь некоторое оборудование: краски, образцы материи в самых малых размерах, как подсобный элемент в исканиях.

Помещение уже имеется, начато оборудование, но задержка в ассигновках замедляет окончание его; имеется очень небольшой штат работников. Материалы пока еще не получены, но думаю, в начале сентября можно будет уже начать работу. Заказы имеются для магазина-склада и частные.

Ф. А. Модоров замечает, что если будет существовать отделение мастерской для окраски материй в Центральной Мастерской Костюма, то хорошо бы мастерским войти с ней в сношение, так как окраска материалов является необходимой для работы других мастерских.

И. В. Аверинцев предлагает войти в сношение с Художественно-Промышленными Мастерскими при фабриках Трехгорной Мануфактуры, так как там уже все налажено в довольно широких размерах, а в Мастерской Костюма будет небольшое отделение для надобностей самой мастерской.О мастерской современного костюмаО мастерской современного костюмаО мастерской современного костюмаО мастерской современного костюма


Использованные источники:
🕮 Первая Всероссийская конференция по художественной промышленности, август 1919 г. / оформ. И.Г. Николаевцева. М., 1920. 120 с., 6 л. ил.