ИЗОБРАЖЕНИЯ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ

О том, как выглядела Надежда Петровна мы сегодня имеем возможность судить по нескольким изображениям, сохранившимся до наших дней.

Самыми ранними доступным нам на сегодняшний день изображениями Надежды Петровны является ее фотографии, сделанные в 1880-х годах всемирно известным нижегородским художником и фотографом Карелиным Андреем Осиповичем (1837—1906).

Точная дата снимков неизвестна. На просьбу уточнить дату снимка директор Русского музея фотографии, Вера Михайловна Тарасова, ответила:

«Уважаемая Алла! Фото с изображением Н.П.Ламановой датируется: 1880-е гг. Дать более точную дату этой фотографии музей не имеет возможности. В фондах МБУК РМФ хранятся фотографии на подобных паспарту (с такими же медалями), датированные 1880-1890-1900 гг.» Всё дело в том, что Карелин заказывал паспарту сразу на несколько лет.

  • Ламанова Надежда Петровна
  • Ламанова фото Карелина

Невозможно не сказать несколько слов о самом Карелине. Андрей Осипович, русский художник и фотограф XIX — XX веков, основоположник жанра художественной фотографии, член Русского фотографического общества, неоднократно удостаивался высоких наград на различных выставках. Например, в 1876 году за портреты и этюдные фотографии с натуры на Специальной выставке французского фотографического общества в Париже награжден Большой серебряной медалью. Получил бронзовую медаль на Всемирной международной выставке в Филадельфии, посвященной 100-летию освобождения североамериканских Соединенных штатов.

Андрей Осипович был в то время единственным в своем роде фoтoграфом, чья оптика пoзволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метрoв со стабильной резкостью. Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали пoвсюду и недоверие, и вoстoрг. Так в 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии».

В 1879 году пожалован золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте императором Александром III "за полезное участие в Парижской Всемирной выставке". Художник был награжден почетным дипломом Национальной Академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции за ранее полученные награды первой степени в Париже.

     В 1866 году открыл собственную рисовальную школу в Нижнем Новгороде и вёл в ней педагогическую деятельность до 1905 года.  В 1869 году открыл мастерскую "Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина". А с 1881 переводит мастерскую и рисовальную школу на Малую Покровскую улицу г. Нижнего Новгорода в собственный дом. Одной из самых известных работ Карелина является альбом фотографий "Виды Нижнего Новгорода" 1886 года. В этом же году Андрей Осипович организовал торжественное открытие в здании Дворянского собрания первой нижегородской художественной выставки.

Все желающие могли заказать Карелину живописные и фотографические портреты. В 1880 году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применениям.

В доме по адресу г. Нижний Новгород, ул.Пискунова, д.9 А, где был расположен специально спроектированный и построенный фотопавильон  Карелина, сейчас располагается, Русский музей фотографии - http://www.fotomuseum.nnov.ru/


Использованные источники:
http://www.karelin.nino.ru/?id=202
http://www.rosphoto.com/history/andrey_karelin-86
http://www.perunica.ru/stfoto/3642-andrej-osipovich-karelin-tvorcheskoe-nasledie.html


На этом совместном фотоснимке, по словам потомков Марии Степановны Ворониной (урожденная Файдыш), изображена Мария Степановна Воронина (справа) и возможно Надежда Петровна Ламанова (слева). Точно сказать сейчас никто не может, к сожалению, ведь у Надежды Петровны было еще 4 сестры. Возможно, что на фотографии изображена одна из сестер Ламановых. Фотография примерно датируется 1885-1887 годами.Ламанова и Воронина

Мария Сергеевна Воронина, урождённая Файдыш (1850-1914), ещё до знакомства с Надеждой Петровной, организовала швейную мастерскую в Москве. Расставшись с мужем, она поселилась на квартире и повесила вывеску: “ЗДЕСЬ ШЬЮТ ПЛАТЬЯ” [«Марья Степановна Воронина, 31 год, в купечестве состоит со второй половины 1879 года. Жит. Тверской ч., 5 кв., в д. Петровской торговой линии. Имеет модное заведение». - Купцы 2-й гильдии. (СПРАВОЧНАЯ КНИГА О ЛИЦАХ, ПОЛУЧИВШИХ НА 1881 ГОД КУПЕЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПО 1 И 2 ГИЛЬДИЯМ. Москва. 1881)]. Пришла первая заказчица, посмотрела на стройную, в хорошо сидящем платье Марию Степановну и заказала сшить точно такое. Мария Степановна никогда не шила и не умела, но на глаз определила, что фигура у заказчицы, как и у нее. Быстро распорола она свое платье, скроила, только рукава вышли на одну руку. Прикупила материи, и первое платье было сдано. А потом все пошло своим чередом.Потом Мария Степановна переехала в Петербург. Там у нее была большая квартира, с поваром, ученицами и настоящая швейная мастерская. Талант у Марии Степановны был активный: не было костюма для маскарада, она быстро сделала из газет, и получилось удивительно хорошо.

Жила она в Петербурге с бывшим капитаном речного флота, которого потом она подозревала в поджоге мастерской. С Надеждой Петровной Ламановой познакомилась она за винтом. По воспоминаниям Марии Степановны Надежда Петровна была энергичная женщина. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: “Ну, братцы выпьем!” Хорошо играла в винт и преферанс.

В ноябре 1911 года  Мария Степановна, нуждаясь в средствах, обратилась за  помощью к Н.П.Ламановой. Надежда Петровна приехала к ней поздно вечером, одета была в соболиную шубку и проч. И пригласила  Марию Степановну  работать у себя. Мария Степановна согласилась, правда ей тяжело это было, но потом она, человек общительный, увлеклась. Много приобрела друзей и в том числе Елизавету Фёдоровну, сестру Каютова, которая тоже работала там. Была на ёлке и получила амулет лилового цвета, привезённый из Парижа и ещё какой-то пустячок. Только с её стойкостью можно было всё это перенести: после той роскоши какой она была окружена и положение служащей. Правда это была благотворительность со стороны Ламановой, так как она не загружала работой и платила, кажется, 50 р. У них была своя касса, куда они вносили небольшие отчисления от заработка.

В детстве я много слышала о воспитаннике тети Мариши, которого она взяла совсем маленьким, когда умерли его родители - донские казаки. Оставила она его в возрасте 8-9 лет на руки Ламановой. Работая у Ламановой, она однажды встретилась с ним. Большой красивый офицер долго целовал её руки: он приехал повидать Марию Степановну.

Итак, самостоятельная трудовая деятельность Марии Степановны не состоялась: мастерская после пожара стала убыточна, в капитане она разочаровалась.


Использованные источники:
Из воспоминаний Евгении Петровны Турманиной, урожденной Файдыш (1893-1973)
http://www.liveinternet.ru/users/4316166/post307469734


Эта фотография из книги Татьяны Стриженовой "Советский костюм и ткани". Книга написана на английском языке, издана в Париже на итальянской бумаге, продаётся в США. Фотография датируется 1910 годом. Судя по одежде и времени года, Надежде Петровне здесь еще только 48 лет.Ламанова

Цитата из книги: "Модельер королевской семьи, продолжала своё дело после революции 1917 года и достигла больших творческих высот. Она посвятила себя созданию одежды для людей нового прекрасного мира."


Использованные источники:
Strizenova Tatiana "Soviet Costume and Textiles 1917-1945" Published by Flammarion, 1991


Этот портрет Надежды Петровны Ламановой принадлежит кисти художника Валентина Александровича Серова. Надежда Петровна попросила художника написать ее портрет в 1911 году к своему 50-летию.Ламанова

Надежду Петровну Валентин Серов рисовал не на холсте и не красками. Для такой натуры понадобились совсем другие материалы — и он брал картон, уголь, сангину и мел. Портрет Надежды Петровны не был закончен художником, это его самая последняя работа и последний, кто позировал Серову, была Ламанова. 21 ноября вечером Серов был у Ламановой, завершал портрет. На девяносто пять процентов работа сделана, оставалось несколько штрихов и портретист решил, что закончит завтра. Но утром 22 ноября 1911 года после очередного сердечного приступа художника не стало.

Валентин Пикуль (1928–1990) так описывает Ламанову на портрете: «Острым и цепким взором она, интеллигентная русская дама, примерилась к своей «натуре», которая стоит за полями картона; ее полнеющая фигура вся подалась к движению вперед, а левая рука мастерицы уже тянется к вороту белоснежной блузки, привычным жестом — сейчас Ламанова достанет булавку, чтобы заколоть складки будущего платья, которому, может быть, суждено стать произведением русского искусства...».

Ещё о портрете Надежды Петровны можно почитать в разделе «Платья на полотнах художников» на нашем сайте.


Использованные источники:
http://www.tg-m.ru/articles/3-2015-48/serovskie-zhenshchiny-portrety-i-sudby
http://litru.ru/book/?p=132964&page=76
http://www.museum-stanislavsky.com
http://vserov.ru/


Эта фотография Надежды Петровны Ламановой была найдена в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) Марией Маркович зимой 2015 года. Копии фотографии Мария получила 19 сентября 2016 года. На обороте фотография Надежды Петровны датирована 1912 годом и подписано: «Москва Ламанова».Ламанова 1912Ламанова 1912

Невозможно не обратить внимание на сходство образа на фотографии с портретом кисти Серова: та же причёска, очень похожего силуэта "офисный" строгий белый верх и тёмный низ, однако, нельзя сказать однозначно, что это один и тот же костюм. И еще раз обращаем внимание - год указан 1912.


За следующую фотографию мы благодарим Ирину Калужскую, которая предоставила её нам из личного архива. Ирина Калужская приходится внучкой Ксении Владимировны Межаковой-Каютовой. Фотография датирована 1911 годом. Опираясь на более поздний атрибутированный портрет с очень похожим ракурсом (см.ниже по тексту), можно предположить, что это Надежда Петровна приблизительно в возрасте 50 лет. Интересна надпись, сделанная на портрете. Ранее наша соотечественница из Германии, Татьяна Бетц, с помощью своих немецких друзей предполагала, что на фото стоит подпись на немецком языке - Fr.zeurbusch (Фр.цоербуш) или Zeusberg.Ламанова 1911

Изучая разные материалы о МХАТ’е в процессе восстановления творческой биографии Надежды Петровны, в том числе переписки Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, К.С. Станиславского и Антона Павловича Чехова, попалось письмо, в котором К.С. Станиславский уговаривает Ольгу Леонардовну приехать к ним на дачу в Любимовку, а потом непременно отправиться в курортный город Франценсбад.

Любопытно, что этот же город упоминает Андрей Павлович Каютов в своем личном деле: «Неоднократно бывал за границей для лечения в Мариенбаде и Франценсбаде, пользуясь своим отпуском бывал в Париже, Берлине, Вене, Лондоне».

Интересно, почему Станиславский уговаривал Ольгу Леонардовну туда поехать?

Началось все с того, что у Ольги Леонардовны сильно разболелся живот, о чем 1 июня 1902 года пишет Антон Павлович своей маме с просьбой пригласить к Ольге врача Штрауха или какого-либо другого известного ей. Боли эти были связаны с потерей второго ребенка. Первая беременность Ольги Леонардовны закончилась выкидышем, узнав о второй, она как могла, береглась, но на гастролях в Санкт-Петербурге кто-то не закрыл на сцене люк, и Ольга Леонардовна упала вниз с большой высоты. К сожалению, после этого она больше никогда не могла иметь детей.

Из письма Антона Павловича Чехова Константину Сергеевичу Станиславскому во Франценсбад становится понятно, что Ольге Леонардовне поставили диагноз – перитонит, воспаление брюшины. Он просит позволения переехать на дачу Станиславских, в Любимовку, и взять с собою Ольгу Леонардовну. Однако, предполагая, что ей, возможно, понадобится операция, отказывается от поездки во Франценсбад, которую предложил К.С. Станиславский Чеховым при личной встрече. Об этом мы узнаем из письма Константина Сергеевича супруге, Марии Петровне Лилиной, уже уехавшей с детьми на курорт: «Ольга Леонардовна непременно должна ехать во Франценсбад…».

В июне 1902 г. Станиславский писал Чехову из Франценсбада: «Я получил Ваше грустное письмо как раз в тот день, когда начал длиннейшее письмо Ольге Леонардовне со всеми отчетами по Франценсбаду. Я уже подыскал ей квартиру (комнату)... <...> Теперь приходится забыть о Франценсбаде и мечтать о том, чтоб Ольга Леонардовна скорее переехала в Любимовку».

Но нет худа без добра, именно в Любимовке Антон Павлович начинает писать одну из самых знаменитых пьес – «Вишнёвый сад», костюмы для которой впоследствии будут исполнены Ламановой. Из писем становится понятно, что Антону Павловичу и Ольге Леонардовне там очень понравилось.

Ольга Леонардовна, получив заботливое шутливо-приободряющее письмо Станиславского, благодарит его за разрешение пожить в Любимовке и за посланные им открытки: «Спасибо за открытки – полюбовалась Франценсбадом.»

Захотелось увидеть открытки города Франценсбада, куда с семьей ездил отдыхать сам К.С. Станиславский и куда ездил Андрей Павлович Каютов. И тут на помощь пришел сайт pastvu.com. Ведь именно здесь можно посмотреть старинные открытки и фотографии многих городов мира.

Оказалось, что теперь город носит другое название - Франтишкови-Лазне (Františkovy Lázně) и находится в Чехии близ города Хеб Карловарского края. Посмотрев несколько открыток этого небольшого городка, на глаза попались 2 открытки, надписи на которых напомнили надпись на фотографии Надежды Петровны Ламановой. Любуемся!

Франценсбад. Площадь Адольфа Гитлера. 1942 год
Франценсбад. Площадь Адольфа Гитлера. 1942 год
Франценсбад. Город-курорт со спа источниками. 1928 год
Франценсбад. Город-курорт со спа источниками. 1928 год


Использованные источники:
Чехов А. П. Письмо Книппер А. И., 1 июня 1902 г. Москва // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Источник: http://chehov.niv.ru/chehov/letters/1901-1902/letter-3744.htm

Чехов А. П. Письмо Алексееву (Станиславскому) К. С., 12 июня 1902 г. Москва // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983. Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902. — М.: Наука, 1981. — С. 244—245.
Источник: http://chehov.niv.ru/chehov/letters/1901-1902/letter-3763.htm

36*. О. Л. Книппер-Чехова — К. С. Станиславскому, 19 июня 1902 г. Москва
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. М.: Искусство, 1972. Ч. 2. Переписка (1896 – 1959). Воспоминания об О. Л. Книппер-Чеховой / Сост., ред., В. Я. Виленкин, коммент. Л. М. Фрейдкина. 432 с.
Источник: http://teatr-lib.ru/Library/Knipper/knipper2/#Rome_Text_89

134. Из письма к М. П. Лилиной, 4 июня 1902, Москва
К.С. Станиславский Письма 1886-1917 К.С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7 М., Государственное издательство "Искусство", 1960 Вступительная статья (1)
https://refdb.ru/look/1290629-p22.html

РГАЭ, Фонд 7625, опись 11, дело 717 «Каютов Андрей Павлович»
https://pastvu.com/p/252423
https://pastvu.com/p/252412


Впервые следующая фотография Надежды Петровны была выставлена на всеобщее обозрение в московском  Музее моды. Там, с 8 июня по 4 сентября 2016 года прошла выставка «Модельер, которому верил Станиславский. К 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой. Театральный костюм из коллекции Музея МХАТ».Ламанова 1930-е

Кроме этого снимка, сделанного в 1930-е годы, на выставке впервые было представлено более 40 экспонатов из коллекции Музея МХАТ. Среди них - около 20 костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Петровны Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина. Особого внимания заслуживает платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла блистательная Ольга Книппер-Чехова в спектакле «У жизни в лапах» в 1911 году. В экспозиции был представлен портрет этой замечательной актрисы кисти Николая Ульянова.


Также на выставке был представлен шарж Надежды Петровны, исполненный актером Борисом Ливановым (1904–1972).Шарж Ламановой Ливанов

Борис Ливанов - актер, режиссер, художник. Народный артист СССР (1948). Кроме того отец любимого всеми «Шерлока Холмса» Василия Ливанова. «Работая в Художественном, Ливанов создал совершенно уникальное "Портретное фойе" актеров, режиссеров, драматургов и работников театра. По его зарисовкам можно определить достоинства, недостатки и отличительные черты характера изображенных людей», - отметила на вернисаже директор музея МХАТа Марфа Николаевна Бубнова.

В 2014 году в Доме-музее К. С. Станиславского прошла выставка «Борис Ливанов — художник». Экспозиция была посвящена 110-летию со дня рождения великого русского режиссера и актера, сыгравшего роль основателя Московского университета Михайло Ломоносова в одноименном советском фильме. На выставке было представлено более 300 работ мастера, среди которых были шаржи и портреты.


Использованные источники:
http://diletant.media/blogs/60920/675/
http://www.fashion-museum.ru
http://tass.ru/kultura/1238236
http://vm.ru/news/2014/06/04/boris-livanov-eshche-i-sharzhist-251712.html
http://www.mxat.ru/history/persons/livanov_b/


Надежда Петровна Ламанова на даче у Веры Мухиной, 1930-е годы. Надежде Петровне на этой фотографии примерно 69-70 лет.Ламанова на даче у Веры Мухиной 1930-е

Несмотря на значительную разницу в возрасте, скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) стала не только соавтором Надежды Петровны, но и близкой подругой.

В 1925 году Ламанова и Мухина издают альбом «Искусство в быту», помещая в нем практичные и красивые модели костюмов, адресующиеся не к профессиональным, но к домашним портнихам. Им хочется, чтобы каждая женщина, руководствуясь их выкройками, могла сшить себе платье, чтобы каждая поняла, что такое красота формы, материала, цвета. В этом же году художниц приглашают принять участие во Всемирной выставке в Париже. Там Мухина представит сочиненные ею вышивки: декоративные, созданные по народным мотивам, и контрастирующие с ними, построенные на сложной геометрической основе орнаменты.

Подготовка к выставке отняла много сил, потребовала много нервов. Платьям из простых домотканых материалов - льна, холста, сурового полотна - предстояло конкурировать с парчовыми и шелковыми. Особенно трудно было подобрать к этим платьям фурнитуру: сумки делали из шнуров, соломы, вышитого холста; бусы - из дерева, из хлебного мякиша; пуговицы вытачивали из дерева, раскрашивали и лакировали. И тем не менее именно эти домотканые платья стали «гвоздем» выставки и завоевали «Гран при» - за сохранение самобытности и национального колорита.

О том, что дружба Надежды Петровны и Веры Игнатьевны была достаточно близкой, нам говорит ещё и то, что о смерти Надежды Петровны, её сестра, Мария Петровна, первым делом посылает телеграмму Вере Мухиной, а следом и подробное письмо об этом скорбном событии. Ещё Сохранились воспоминания скульптора Нины Германовны Зеленской, подруги Веры Игнатьевны Мухиной, о Надежде Петровне Ламановой из личного фонда Зеленской и Ивановой, хранящегося в РГАЛИ.


Использованные источники:
Фотография из РГАЛИ, Фонд 3024, опись 1, дело 93.
http://vivovoco.astronet.ru/VV/ARTS/MUKHINA/CHAPT_V06.HTM


Эта групповая фотография из книги о МХАТ 1938 года. Надежда Петровна Ламанова (6-я в первом ряду) запечатлена в группе работников постановочной части МХАТ.Ламанова в группе работников постановочной части МХАТ

Первый ряд (сидят слева): 1) Зав. электро-цехом И.К. Гусев. 2) Зав. бутафорской мастерской Г. Г. Лопатин. 3) Машинист большой сцены И.И. Титов. 4) Художник-декоратор П.Д. Сенаторов. 5) Зав. пошивочной мастерской М.Ф. Репина. 6) Консультант по костюмам Н.П. Ламанова. 7) Зав. гримерным цехом М.Г. Фалеев. 8) Зав. постановочной частью И.Я. Гремиславский. 9) Зам. зав. постановочной частью В.В. Шверубович. 10) Зам. машиниста большой сцены Н.Н. Готтих. Второй ряд (слева): 1) Художник-декоратор С.П. Гуняшев 2) Гример М.И. Чернов. 3) Гример Г.Д. Синицын. 4) Зав. объемно-декоративной мастерской Г.А. Черенков. 6) Зав. производством постановочной части М.И. Копаев. 7) Зав. обойной мастерской Д.А. Ключников. 8) Пом. зав. электроцехом П.В. Мартынов. 9) Зав. мебельно-реквизиторским цехом В.И. Горюнов. 10) Зав. мебельно-реквизиторским цехом филиала Д.Н. Шилин. Третий ряд (слева): 1) Пом. зав. бутафорской мастерской Ф.Д. Никулин. 2) Пом. зав. производством постановочной части С.А. Саврасов 3) Пом. машиниста сцены филиала У.С. Лапшинов. 4) Зав. электроцехом И.И. Гудков. 5) Пом. машиниста сцены Л.В. Попов. 6) Зав. красильной мастерской Г.Г. Красивичев. 7) Зав. костюмерным цехом М.К. Кольцов. 8) Машинист сцены филиала В.Ф. Юркин. (фото стр. 601, список стр. 602)


Использованные источники:
Московский Художественный Театр в иллюстрациях и документах.1898-1938гг. Издание московского ордена Ленина Художественного Академического театра Союза ССР имени М.Горького, Москва, 1938 г.


А вот последняя фотография Надежды Ламановой. Она также была представлена на выставке в московском  Музее моды летом 2016 года. Фотография хранится в фондах Музея МХАТ.Ламанова последнее прижизненное фото


Использованные источники:
http://diletant.media/blogs/60920/675/


Следующее изображение Надежды Петровны выполнено художником, Рудольфом Моисеевичем Яхниным (1938-1997). Это иллюстрация к миниатюре  Валентина Саввича Пикуля, «Закройных дел мастерица». Рисунок выполнен не с натуры, так как художнику было всего 3 года, когда Надежды Петровны не стало.Закройных дел мастерица

Исторические миниатюры Валентина Пикуля… Эта грань творчества писателя требует отдельного разговора. В ней он открыл десятки имен, почти стертых из нашей памяти, от которых незаслуженно, несправедливо, а может, нечаянно отвернулась Россия. Миниатюры довольно различны по теме, сюжету и форме. Объединяет их только литературное обаяние и историческая ценность судеб людей, посвятивших свою жизнь «во пользу отечества». Это ультракороткие романы, в которых биография личности спрессована до предела выразительности.

Впервые миниатюры вышли в Ленинграде в 1976 году в издательстве «Детская литература» отдельной книгой, которую В. Пикуль очень точно назвал — «Из старой шкатулки». В старину шкатулки предназначались для хранения драгоценностей, реликвий. В нее и вложил Пикуль двадцать семь первых исторических миниатюр, драгоценных (если использовать слова Карамзина) «своей древностью и достоверностью».

Валентин Саввич был очень рад, что миниатюрами заинтересовалась именно «Детская литература». Чем раньше в человеке проснется любовь к истории, тем больше уверенности в возрождении лучших российских традиций. А Пикуль писал свои миниатюры так, чтобы они были легко читаемы человеком любого возраста, любого образования. А это, поверьте, совсем непросто. Для него было важно одно: дать воспринимающим события в одной плоскости понимание, что мир многомерен, и помочь услышать стереофонию звуков истории. Однако напрасно ждал автор интереса к его творениям со стороны молодого поколения. Молодежь встретила выход книги полнейшим молчанием. Зато люди старшего и среднего возраста, много повидавшие и испытавшие на жизненном пути, приняли книгу с большим вниманием и неподдельной заинтересованностью. Автору шли письма с добрыми отзывами, советами, дополнениями и уточнениями к некоторым миниатюрам. Это был несомненный успех.

Стотысячный тираж книги, прекрасно оформленной талантливым художником Рудольфом Яхниным, разошелся быстро. В 1983 году издательство вновь обратилось к пикулевским малым формам, издав книгу «Миниатюры», содержащую 37 произведений.

Сотрудничая с крупными издательствами, известными писателями-историками, Рудольф Яхнин стал признанным мастером книжной графики. Среди полусотни иллюстрированных им книг большинство посвящены прошлому России и Европы: это исторические романы, детская литература, поэтические сборники. Художник с увлечением работал в библиотеках, в запасниках музеев, знакомился со специальными научными трудами. Таким образом он основательно изучил исторический костюм, быт минувших эпох, оружие, экипажи, оснастку старинных кораблей. Потом эти знания воплощались в деталях книжных иллюстраций, что придавало особую убедительность изображаемому. Стилистически гравюры Рудольфа Яхнина связаны со старинными гравюрами. Но это не буквальная стилизация, а особый творческий прием, как будто художник побывал на месте событий, сделал рисунки с натуры, которые превратил потом в гравюры.

На страницах книг Рудольф Яхнин создал целую галерею портретов исторических деятелей. Его версия убедительна, хотя художник избегает буквалистического повторения канонических образцов. Там есть острые характеристики, подчеркивающие особенности этих личностей. Творческий почерк Рудольфа Яхнина узнаваем даже при беглом взгляде. В искусстве Петербурга - одном из самых культурных городов мира - он давно стал известным мастером. Графика и живопись художника - гравюры, книжные иллюстрации, пейзажи, портреты, натюрморты, марины, утопии - высоко оценены специалистами и любителями искусства в России, Европе, Америке. Многие работы Рудольфа Яхнина находятся в музейных и частных коллекциях разных стран.


Использованные источники:
«Закройных дел мастерица». Валентин Саввич Пикуль. Из старой шкатулки. Миниатюры. Л., "Дет. лит.", 1976 г.
http://litbook.net/book/158888/tajnyj-sovetnik-istoricheskie-miniatyury/page-285/
http://www.peoples.ru/art/painter/yahnin/


Существует еще одно произведение, имеющее ценность не только как одно из немногих изображений Надежды Петровны, но художественную. До недавнего времени оно было известно лишь узким специалистам. Первым мужем Софии Петровны, младшей сестры Надежды Петровны, был скульптор Константин Крахт. В 1906 году, в начале творческого пути, он изваял в гипсе свою свояченицу Надежду. Пара дней поиска раритета и... Мария Маркович нашла её. Вот она, царица русской моды во всем своем великолепии! Надежда Петровна предстает перед нами: величественная, с царственной осанкой, полная чувства собственного достоинства, но не гордыни, настоящая аристократка по самой своей сути, знаменитая Ламанова в зените славы... Но вместе с тем в этом портрете виден и другой образ - простой женщины, Надежды Петровны Каютовой, такой, какой знали ее лишь близкие... Скульптура эта точно была "жива" в 1980-е годы и хранилась в Доме ветеранов сцены, в Санкт-Петербурге. Главный хранитель музея, Ирина Михайловна, сказала Татьяне Грачевой по телефону, что учет по музейным экспонатам до нее отсутствовал и после реставрации дома ветеранов, когда она пришла на работу, то реставраторы передали опись всего, что у них было. Про статуэтку, к сожалению, не помнит, но как только найдет, с нами свяжется. Очень хочется верить, что с ней все хорошо и ныне, скульптура все же гипсовая.Скульптура Ламановой работы Крахт

Безусловно, хотелось бы, чтобы было больше изображений Надежды Петровны и иногда хочется выдавать желаемое за действительное. В последнее время в сети Интернет появилось несколько фотографий, на которых нет прямых указаний на то, что это Надежда Петровна Ламанова, то есть нет подписи на самих фотографиях, нет подписи на обороте, не приложено к ним в сопровождение каких-либо документов, не осталось ни одного живого свидетеля и так далее... Ирина Калужская консультировалась по поводу имеющихся в ее личном архиве фотографий в Российском федеральном центре судебных экспертиз, где было сказано, что идентификация человека возможна только при полном совпадении ракурса и для экспертов материала было недостаточно. В связи с этим, мы не имеем возможности с уверенностью на 100% заявить, что на некоторых фотографиях действительно изображена Надежда Петровна.

Встречаются также в сети Интернет и другие фотографии и портреты, якобы изображенной на них Надежды Петровны, но, к сожалению, при проверке оказывается, что на них изображены совершенно другие люди. Например, часто встречаются портрет Александры Нольде кисти художника Константина Сомова и фотография французского модельера Жанны Ланвен, основательницы собственного дома моды Ланвен (Lanvin). Подробнее об этом в разделе «Казусы и мифы» на нашем сайте. Однажды в печатном издании встретился портрет актрисы Марии Ермоловой кисти Серова, подписанный как портрет Ламановой Надежды Петровны. А ведь он общеизвестен и находится в Третьяковской галерее.