ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Значительное место в творчестве Надежды Петровны занимал театр - работа в разных театрах продолжалась в течении 40 лет, начиная с 1901 года. Известно, что туалеты премьерш изготовлялись светскими портными, которые не делали разницы между театральным и светским костюмом (в характере его изготовления). Эта традиция не разрушалась, наоборот, она крепла, и в Европе она продолжается по сей день. Каждый большой мастер от кутюр обязательно выступает хотя бы один раз в амплуа театрального костюмера. Так и Надежда Петровна не стала исключением.

Список спектаклей, для которых в том или ином качестве работала Надежда Петровна впечатляет. Это лишь предварительный перечень, составленный Марией Маркович на основе автобиографии Ламановой, хранящейся в Музее МХАТ, списка театральных работ 1919-1930 гг., написанного самой Надеждой Петровной, который в настоящее время хранится в фонде 141 Театрального Музея им. Бахрушина, а также договоров, заключенных театрами с Ламановой из того же фонда и библиографических изданий. В процессе исследования список этот непременно будет уточнятся и дополняться новыми данными. Как говорят специалисты, было бы некорректно утверждать, что костюмы ко всем перечисленным ниже спектаклям созданы непосредственно Надеждой Петровной. В большинстве случаев она все же участвовала в работе в качестве консультанта. Однако выступая в этой роли, ей удалось поднять искусство создания театрального костюма на высочайший уровень, который, по признанию специалистов Школы-студии МХАТ, вероятно, уже никогда не сможет быть достигнут.

  • 1901 г. МХТ «В мечтах» (премьера 21 декабря 1901 г.)
  • 1904 г. МХТ «Вишневый сад» (премьера 17 января 1904 г.)
  • 1911-33 гг. МХТ «У жизни в лапах» (премьера 28 февраля 1911 г.)
  • 1918-19 гг. Вторая студия МХТ «Дама Невидимка»
  • 1919 г. Вторая студия МХТ «Узор из роз» (премьера 1920 г.)
  • 1920 г. Драмбалет «Сказка Города» /вероятно, дата не точна, поскольку годом выпуска спектакля с таким названием значится 1923-й/

С 1921 года начинается сотрудничество с театром им. Евг. Вахтангова и параллельно работа для спектаклей других театров.

  • 1922 г. Театр Вахтангова «Принцесса Турандот» /женские костюмы; менялись каждые 1 -2 года/ (премьера 28 февраля 1922 г.)
  • 1923 г. Вторая студия МХТ «Дама невидимка»
  • 1924 г. Студия им. Грибоедова «Сон в летнюю ночь» (постановка Лужского)
  • 1925 г. Театр им. МГСПС «Ревизор»
  • 1925 г. Театр Вахтангова «Марион де Лорм» (премьера 28 января 1926 г.)
  • 1926 г. Театр Вахтангова «Зойкина квартира» (премьера 28 октября 1926 г.)
  • 1928 г. Театр Вахтангова «На крови» (премьера 13 ноября 1928 г.)
  • 19?? г. Театр Вахтангова «Дочь русского актера»
  • 1925 г. Театр «Габима» «Голем» (премьера 15 марта 1925 г.)
  • 1925 г. Театр «Габима» «Сон Иакова» (премьера 12 декабря 1925 г.)
  • 1925 г. Театр «Габима» «Потоп» (премьера 20 декабря 1925 г.)
  • 1926 г. МХАТ «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по эскизам А.Я. Головина (премьера 28 апреля 1927 г.)
  • 1929 г. Театр им. Станиславского «Борис Годунов» (премьера 5 марта 1929 г.)
  • 1929 г. Театр Революции «Инга» (премьера 14 марта 1929 г.)
  • 1929 г. «Заговор чувств» (премьера 13 марта 1929 г.) /Надежда Петровна ошибочно указывает название постановки как «Зависть», видимо, перепутав его с названием повести Ю. Олеши, по которому был поставлен спектакль/.
  • 1930 г. Театр Вахтангова «Коварство и любовь» (премьера 20 января 1930 г.)
  • 1932 г. Театр Вахтангова «Гамлет» (премьера 19 мая 1932 г.)
  • 1932 г. Театр Вахтангова «Егор Булычев и другие» (премьера 25 сентября 1932 г.)
  • 1933 г. Театр Вахтангова «Достигаев и др.» (премьера 25 ноября 1933 г.)
  • 1934 г. Театр Вахтангова «Человеческая комедия» (премьера 1 апреля 1934 г.)
  • 1936 г. Театр Вахтангова «Много шума из ничего» (премьера 7 октября 1936 г.)
  • 1936 г. «Флорисдорф» (премьера 18 ноября 1936 г.)
  • 1937 г. Театр Вахтангова «Без вины виноватые» (премьера 14 декабря 1937 г.)
  • 1930 г. МХАТ «Дядюшкин сон» (премьера 2 декабря 1929 г.)
  • 1930 г. МХАТ «Реклама» (премьера 22 февраля 1930 г.)
  • 1930 г. МХАТ «Отелло» (премьера 14 марта 1930 г.)

С 1932 г. работа во МХАТ'е в качестве консультанта по костюмам:

  • 1932 г. «Воспитанница»
  • 1933 г. «Хозяйка гостиницы» (премьера 25 апреля 1933 г.)
  • 1933 г. «Таланты и поклонники» (премьера 14 июня 1933 г.)
  • 1934 г. «Егор Булычов и другие» (премьера 6 февраля 1934 г.)
  • 1934 г. «Пиквикский Клуб» (премьера 1 декабря 1934 г.)
  • 1934 г. «Гроза» (премьера 2 декабря 1934 г.)
  • 1936 г. «Мольер» (премьера 15 февраля 1936 г.)
  • 1937 г. «Анна Каренина» (премьера 21 апреля 1937 г.)
  • 1937 г. «Борис Годунов»
  • 1940 г. «Школа злословия» (премьера 18 декабря 1940 г.)
  • Слуга двух господ

В этот же период работа для других театров:

  • 1932 г. Музыкальный Театр им. Станиславского «Золотой петушок»
  • 1932-33 гг. Музыкальный Театр им. Станиславского «Севильский цирюльник»
  • 1935 г. Музыкальный Театр им. Станиславского «Кармен» (премьера апрель 1935 г.)
  • 1934 г. ТРАМ «Закон Ликурга»
  • 1934 г. Театр Сатиры «Меркурий»
  • 1934 г. Еврейский театр «Дантист» /вероятно, Надежда Петровна имеет в виду спектакль 1934 г. «Миллионер, дантист и бедняк» - водевиль Э. Лабиша в постановке Л. Муссинака/.
  • 1934 г. Театр им. Завадского «Волки и овцы»
  • 1934 г. Студия Хмелева «Не было гроша, да вдруг алтын»
  • 19?? г. Студия Хмелева еще одна пьеса, название которой Ламанова не смогла вспомнить
  • 1935 г. Театр Красной Армии «Последняя жертва»
  • 1935 г. Театр Красной Армии «Мещане»
  • 1936 г. Театр Красной Армии «Васса Железнова» (премьера 5 июля 1936 г.)
  • 19?? г. Театр Красной Армии «Господа офицеры»
  • 1936 г. Театр Красной Армии «Слава»
  • 1936 г. Театр Красной Армии «Банкир»
  • 1937 г. Театр Красной Армии «Волки и овцы»
  • 1937 г. Театр Красной Армии «Укрощение строптивой»
  • 1940 г. Театр Революции «Бесприданница»
  • 19?? г. Театр Луначарского «Бархат и лохмотья» — этот спектакль указывает Межакова-Каютова

Сотрудничество Надежды Петровны Ламановой с Московским Художественным Театром началось в 1901 году. Сам же Московский Художественно-Общедоступный Театр открыл свой первый сезон за 3 года до этого в саду Эрмитаж - 14 октября 1898 года представлением трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (режиссеры К.С. Станиславский и А.А. Санин, художник В.А. Симов). Трагедию, в течение тридцати лет запрещенную цензурой для показа на сцене, Москва увидела впервые, и сам этот факт пишущие о премьере отмечали как событие.

Уже с января 1898 года о Московском Художественно-Общедоступном театре постоянно пишут в прессе. Начало этому было положено Вл. И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским. Первая публикация знакомила читателя с устройством драматического театра. В дальнейшем газеты сообщают об оформившемся составе труппы, о готовящемся репертуаре на сезон, обсуждаются вопросы о месте и роли актера и режиссера, об их подчинении и главенстве. В большинстве же своем публикации носили «анонсирующий» характер, типичный для репортерских откликов и сообщений тех лет.

Таким образом Вл.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский пробуждали интерес  публики к театру, и это им удавалось. Ни об одном театре так много не писали до его открытия, как о Московском Художественно-Общедоступном.

Lolo <Л. Г. Мунштейн>24
СТРАНИЧКА ИЗ ПИСЬМА
«Новости дня», М., 1898, 14 октября

Ликуй, московский театрал,
Друг эстетических начал!
Сегодня факт свершится крупный:
Искусства храм «общедоступный»
Откроет двери… Целый год
О нем газетчики шумели,
И вот сегодня мы — у цели…
У кассы целый день народ
Теснится пестрою гурьбою;
Берут билеты чуть не с бою,
И репортерчики снуют,
Стремясь в таинственный приют…<...>»

В 1909 году в «Петербургской газете» пишут, что театр открыл счёт для своих артисток у московской законодательницы мод г-жи Ламановой. По счёту платит касса.Петербургская газета

В 1932 г. Ламанова становится штатным конструктором и консультантом по костюмам. В 1937 году МХАТ ходатайствует в Ц.К. Рабис с просьбой назначить Ламановой персональную пенсию, описывая ее, как исключительного художника в области создания костюма и подробно перечисляя заслуги. Дело в ЦК Рабис рассматривалось и получило поддержку, но этот документ в делах Дирекции МХАТ оказался затерянным по неизвестным причинам, поэтому Надежде Петровне пришлось обращаться к Дирекции и Месткому МХАТ'а с просьбой о возобновлении ходатайства. Однако просьба ее так и не была удовлетворена. Печальна судьба директора МХАТ'а, Якова Иосифовича Боярского, подписавшего это ходатайство. 7 мая 1939 года его арестовали и 2 февраля 1940 года он был расстрелян в Москве, вместе с В.Э. Мейерхольдом и М.Е. Кольцовым.

Надежда Петровна создает костюмы для других театров и даже для кинематографа. Валентин Пикуль пишет:

«Театр Вахтангова, театр Революции, театр Красной Армии – она успевала обшивать всех актеров. Она создавала костюмы для фильмов «Аэлита», «Александр Невский», «Цирк», «Поколение победителей». Но никогда не изменяла своей старой любви – к Станиславскому и его детищу МХАТу.

Сорок лет жизни она посвятила театру, на торжественном занавесе которого пролетает стремительная чеховская чайка.

Мария Осиповна Кнебель вспоминала, что после спектакля Станиславский «вставал со своего режиссерского места и шел через весь зал навстречу Н.П. Ламановой и целовал ей руки, благодаря за блестящее выполнение головинских костюмов. И тут же он говорил нам, молодежи, что Надежда Петровна Ламанова считает себя хорошей портнихой, закройщицей, но на самом деле она – великий художник костюма, как скульптор, знает она анатомию и умеет великолепно приспособить тело актера к телу образа.»

В бумагах Станиславского сохранилась трогательная запись: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».

Врачи посоветовали больному Станиславскому загородные прогулки на автомобиле по московским окрестностям. Медицинская сестра, сопровождая артиста, брала в дорогу шприц и камфору, а Станиславский приглашал в попутчики Надежду Петровну. Два старых друга, великий режиссер и великая закройщица, люди международной славы, сидели рядом, и ветер от быстрой езды шевелил их седые пряди волос… Это была неизбежная старость, но осмысленная старость. Жизнь прожита, но прожита не как-нибудь, а с большой, хорошо осознанной пользой».

Надежда Ламанова создавала костюмы не только для спектаклей, но и для актрис театра. Об этом есть множество упоминаний в разных публикациях и воспоминаниях, например, упоминает об этом актриса Софья Пилявская.

В театральной среде ею выращены ученицы, последовательницы, мастера своего дела - Лямина Александра Сергеевна (МХАТ), Банникова Любовь Асафовна (театр им. Евг. Вахтангова).

Ровно половину своей жизни посвятила Надежда Ламанова театру и последние мгновенья ее жизни также с ним связаны. Она умерла недалеко от МХАТ'а в очень тяжелые для Москвы дни 15 октября 1941 года.

Костюмы к некоторым спектаклям Московского Художественного Академического Театра сохранились и хранятся в фондах музея МХАТ. О спектаклях, для которых создавались костюмы Надеждой Петровной мы постепенно собираем информацию и про каждый из них можно будет узнать подробнее, перейдя по ссылкам выше.


Использованные источники:

http://diletant.media/blogs/60920/675/
http://www.teatr-lib.ru/Library/MAT_v_kritike/MAT_v_kritike_1898-1905/#_Toc202263286

«Закройных дел мастерица». Валентин Саввич Пикуль. Из старой шкатулки. Миниатюры. Л., "Дет. лит.", 1976 г.
Вульф В., Чеботарь С. 50 величайших женщин. Коллекционное издание. Серия: Великие женщины XX века. Незабываемые книги Виталия Вульфа. М. Яуза; Эксмо. 2013г.
Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. -3-е изд., доп. – М.:РИПОЛ классик, 2006. Стр. 168
Софья Пилявская. Грустная книга. Серия "Мой 20 век" М. Вагриус 2001г.
Мария Кнебель. Вся жизнь. Всерос. театр. о-во., М., 1967 г.