ИСКУССТВО В БЫТУ

Громадный интерес для истории советского костюма представляет альбом «Искусство в быту», вышедший в 1925 году. В нем помещены модели повседневного костюма, разработанные Ламановой и Мухиной. Прежде чем обратиться к этим работам, любопытно отметить направленность этого издания. В программной статье говорилось, что современное состояние страны «не дает достаточных материальных предпосылок для того, радикального преобразования всей нашей культуры, которое наступит с окончательным торжеством социализма… Новые формы – культурность в одежде, обоснование и оборудование быта… могут быть достигнуты без помощи специалистов-профессионалов – творческими силами трудовой семьи школьного или клубного коллектива». Ламанова и Мухина обратились к «самодеятельным» портнихам. Их проекты бытовой одежды элементарны по крою, они доступны пониманию человека, впервые берущего в руки иглу. Каждый рисунок модели сопровождался чертежом кроя и подробным описанием, в котором рекомендуется определенный материал и соотношение цветов, – даже здесь художницы стремились обратить внимание на важность взаимосвязи формы, материала, цвета.

В альбоме можно найти все необходимые виды одежды – от легкого летнего платья, костюмов для улицы, пальто до спортивных одежд, пионерской формы и толстовок. Разрабатывая модель платья из «сурового фабричного или любого кустарного полотна с отделкой из кумача», художницы и в крое и в декоративном оформлении современной вещи подчеркивает ее национальный характер – это присущее народному русскому костюму сочетание цветов, распределение декоративных элементов, рубашечный крой.

Особой цельностью и красотой (кстати, красотой вполне современной) отмечены модели пальто из солдатского сукна и «нарядного платья», точнее костюма из головных платков. И в том и в другом максимально использованы свойства самих материалов. Предельно просто, с небольшим количеством швов кроится из куска сукна прямое пальто. Описание его красноречиво говорит об этом: «Пальто (при ширине ткани около 2-х метров) делается без швов из одного полотнища. Прорезы делаются только для проймы. Рукав с одним швом; выступающий кусок на выкройке, будучи сложен пополам, образует ластовицу для свободы движения руки. Воротник (рис. 2) образует половину квадрата, широкой стороной по косой нитке, пришивается ниже выреза ворота по пунктиру (показанному на рис. 1). После пришивки оставшиеся концы ворота застегиваются на линии плеча на пуговицы. Если ткань у́же —делаются швы на боках с сохранением формы прямоугольника.» В этом описании и чертеже кроя выявляется то «логически упрощенное построение», которое так тщательно разрабатывала Ламанова.

Образец платья, скроенного из кашемирового головного платка, – вещь удивительно продуманная по красоте пропорций и членений, по распределению набивного рисунка. Той же логикой построения формы отличается мужской костюм – строгий и простой, использующий в крое элементы толстовки и куртки. В альбоме есть и спортивный костюм, близкий по характеру проектам прозодежды конструктивистов.

Все модели объединяет последовательное воплощение теоретических принципов Ламановой – ни в одном из образцов нет насилия над материалом, надуманности формы, «притягивания» вещей к априорной идее.

Обращает на себя внимание в альбоме и другое – при всей конкретности и прозаичности задачи, стоявшей перед художницами, великолепно оформлена каждая страница альбома. Впервые с таким вкусом были поданы зарисовки моделей в сочетании со схемой чертежа и текстом описания. Сама манера изображения, расположение цветовых пятен, соотношение рисунка и шрифта – все это представляется образцом высокого оформительского искусства.Альбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в бытуАльбом Искусство в быту


Использованные источники:
Искусство в быту : 36 таблиц / Общая художественная редакция Я. А. Тугендхольда. — [Москва] : Издание „Известий ЦИК СССР и ВЦИК“, [1925]. — 39 с., ил. — (Приложение к журналу „Красная Нива“ 1925 г.).
Стриженова Т.К. Из истории советского костюма Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972.

Скачать альбом «Искусство в быту» в формате PDF
Скачать текст альбома «Искусство в быту» в Word