МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПУШНИНА В ЛЕЙПЦИГЕ 1930 ГОДА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ПУШНИНА» В ЛЕЙПЦИГЕ 1930 ГОДА

Международная выставка «Пушнина» (Die Internationale Pelzfach-Ausstellung [IPA]) была масштабной специализированной выставкой меховой промышленности проходившей с 31 мая по 30 сентября 1930 года в Лейпциге (Германия). В выставке приняли участие фирмы и организации из 15 стран, расположившиеся на территории выставочного центра (400 000 м2), находившегося в юго-восточном направлении от центра города на расстоянии около трех километров. Основная задача IPA заключалась в том, чтобы сделать очевидным для всех монопольное положение, которое Лейпциг занимал в международной торговле мехом. Помимо этого, инициаторы, прежде всего, надеялись на расширение деловых связей за счет ожидаемого потока международных посетителей. На выставке подробно были показаны меховое животноводство, отдельные отрасли обработки меха, такие как сбор и распределение меха и скорняжное мастертво в действии. На открытой территории в вольерах и питомниках Лейпцигского зоопарка были показаны почти все животные, используемые для обработки меха. Специально импортированное из России стадо Каракульских овец могло быть показано только в зоопарке из-за опасения распространения чумы. Вообще самое большое пространство на этой выставке занимала Россия, традиционно осуществлявшая значительную часть экспорта меха через Лейпциг. Советский павильон был организован Всесоюзным Обществом культурной связи с заграницей (ВОКС).

Плакат СССР на международной выставке меха, 1930 год
Плакат СССР на международной выставке меха, 1930 год
Автор: художник Эль Лисицкий

Филипп Манес (нем. Philipp Manes 1875-1944), профессиональный журналист меховой индустрии и автор дневников, в 1941 году, за три года до того, как его убили нацисты в концлагере вспоминал:

«Великолепная выставка русских, показывающая все, что давали леса Огромной империи, в экспозиции, такой ясной и яркой, взволновала каждого посетителя так, как никакая другая страна. Здесь можно было практически изучать меховедение, видеть ассортимент, знакомиться с местами его происхождения и их разнообразием — такое совершенство никогда больше не будет продемонстрировано».

Успех выставки был достигнут во многом благодаря ее главному проектировщику — художнику Эль Лисицкому (1890-1941). Будучи и архитектором, и конструктором мебели, и графиком, и фотографом, и ко всему тому — умелым организатором, он сыграл немалую роль в формировании советского искусства экспозиционного ансамбля. Успех спроектированных им выставок поднял престиж художника в этом виде творчества и, по сути дела, способствовал рождению самой профессии проектировщика экспозиций.

Л. Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке Пушнина в Лейпциге. 1930
Эль Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке «Пушнина» в Лейпциге. 1930 год

Большое внимание на себя обращали современность и «техницизм» выставочного оборудования, которое еще больше подчеркивало традиционность и «натуральность» экспонатов. Эль Лисицкий мастерски решил и проблему перехода от большого пространства зала к небольшим по размерам экспонатам. Последние размещались на щитах и рамных конструкциях, что позволяло группировать их большими сегментами.

Л. Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке Пушнина в Лейпциге. 1930
Эль Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке «Пушнина» в Лейпциге. 1930 год

Кроме Эль Лисицкого в оформлении выставки приняли участие Вера Игнатьевна Мухина, театральный художник и оформитель выставок Сергей Петрович Исаков, а также Надежда Сергеевна Макарова. Последняя в частности вспоминала, о том как Вера Игнатьевна Мухина предложила экспонировать серебристых лис на металлической сетке, что создало очень своеобразный декоративный эффект.

Л. Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке Пушнина в Лейпциге. 1930
Эль Лисицкий. Часть экспозиции советского отдела на международной выставке «Пушнина» в Лейпциге. 1930 год

Качество фотографий общих видов выставки не позволяет рассмотреть частности, в особенности костюмы, созданные Надеждой Петровной Ламановой и Надеждой Сергеевной Макаровой, заказ на изготовление которых поступил 27 января 1930 года от Всесоюзной Западной Торговой палаты. Имеется лишь краткое описание некоторых экспонатов в книге Т.К. Стриженовой «Из истории советского костюма».

Так, в костюме для лыжного спорта, Н.С. Макарова сочла целесообразным применить основы кроя и принципы декоративного оформления северной одежды. Так были созданы зимние куртки и шапки, отделанные длинноворсовым мехом по краям рукавов и карманов и ярко-оранжевыми полосами орнаментов по ненецким мотивам. Сочетанием гладкой светлобежевой поверхности с коричневой пушистой меховой оторочкой и яркой отделкой достигался большой декоративный эффект вещи. Необычайно оригинально и красиво выглядело пальто с отделкой рыжим длинноворсовым мехом, которое застегивалось на деревянные пуговицы-палочки. Любопытно что, данное описание напоминает модели, разработанные Н.П. Ламановой к Юбилейной выставке «Искусство народов СССР», проходившей в Москве в конце 1927 - начале 1928 года.

Непродолжительное время, начиная с сентября 1931 по март 1932 года, Надежда Петровна Ламанова была заведующей Художественной Модельной Мастерской и заведующей пошивочным цехом Центральной Меховой Базы Союзпушнина. Данный опыт работы и принципы ламановской теории позволяли их же автору использовать абсолютно любой вид материала для воплощения самых невероятных идей. Так в одном изделии могли сочетатся два вида меха. Например, в шубе для актрисы Цецилии Львовны Мансуровой, согласно воспоминаниям Галины Львовны Коноваловой, Ламанова использовала вышеупомянутый мех Каракульских овец и мех белки, где последний был использован в качестве воротника.

Вернемся к общему обзору выставки. Войдя в залы, посетитель сначала попадал в «Двор почета», созданный по предложению и при участии архитектора Поля Позера (1876-1940), а затем в «Зал почета» с изображением того, как Бог передает шкуры Адаму и Еве.

Зал почета. Лейпциг. 1930 год
Зал почета. Лейпциг. 1930 год

Это художественное украшение разработал и выполнил художник-график Эрих Грюнер (1881-1966), который в 1917 году разработал эмблему «ММ», а позднее несколько марок для Лейпцигской ярмарки. В следующем зале были документы, книги, письма подмастерьев и мастеров, магазины и сундуки, а также старинные предметы города Вроцлав, демонстрировавшие историю развития скорняжного ремесла. Пройдя по залу истории меховой моды, посетитель попадал на специально созданную копию старинной Лейпцигской улицы Брюль — исторического центра мировой торговли мехом. Впрочем, торговля мехом демонстрировалась не только здесь, но и во многих разделах — в статистике, техническом обучении, техникумах, рекламе и отраслевой прессе.

В отдельном государственном зале и на специальных стендах был представлен отдел «Звери в искусстве», где СССР выставил материалы зоологических музеев, рисунки анималистов, рисунки детей и студентов Института народов Севера. Также были представлены материалы Музея этнографии и антропологии, Центрального музея народоведения, Государственного Русского музея, Института художественно-кустарной промышленности, Музея игрушки, краеведческих музеев, Международной книги, Музея фарфора, Государственного Исторического музея.

Швеция впервые продемонстрировала в Германии картины художника Бруно Андреаса Лильефорса (1860-1939), Франция — свои знаменитые изделия ручной работы и гобелены. Из Музея Бухареста (Румыния) поступила огромная диорама.

Под девизом выставки «О пушных зверях и мехах в искусстве всех времен и народов», музеи Дрездена, Касселя, Берлина и Мюнхена предоставили ценные, а в некоторых случаях известные, художественные работы на эту тему. Среди прочего были показаны: «Шубка» Питера Пауля Рубенса (1577-1640), «Меховой натюрморт» Вацлава Холлара (1607–1677), «Саския» Рембрандта ван Рейна (1606-1669), «Торгауерский княжеский алтарь» Лукаса Кранаха (1472-1553) и «Вермсдорфская охота» Фердинанда фон Райски (1806-1890). В дополнение к классическим работам жюри отобрало для выставки 287 текущих работ из 540 представленных, в том числе 74 скульптуры, и «Группу морских собак» Эдит тер Меер, «которая стала хитом IPA». Лейпцигский художник Вилли Гейгер (1878-1971) создал для IPA четыре колоссальные картины, символизирующие «мир меха».

Не последнее место было отведено и моде. Помимо регулярных показов меховой моды в рамках выставки было представлено специальное шоу «Меховая мода сквозь века». Однако, участие в этом показе моделей Н.П. Ламановой на данный момент не представляется возможным ни подтвердить ни опровергнуть.


Использованные источники:
🕮 Стриженова Т.К. «Из истории советского костюма» Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972.
🕮 Советское декоративное искусство, 1917-1945 : Очерки истории / отв. ред. В. П. Толстой. - М. : Искусство, 1984 г.
🕮 Выставочные ансамбли СССР, 1920-1930-е годы : материалы и документы / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств Российской акад. художеств, Федеральная арх. служба Российской Федерации, Российский гос. арх. экономики, Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева ; [сост.: И. В. Рязанцев и др.]. - Москва : Галарт, 2006. - 467 с.

🕮 Манукян Д.В. ВЫСТАВКИ ЭЛЬ ЛИСИЦКОГО // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13572

https://de.wikipedia.org/wiki/Internationale_Pelzfach-Ausstellung#cite_ref-Fellmann_5-0
https://de.wikipedia.org/wiki/Alte_Messe_Leipzig
http://old.togdazine.ru/article/8247
https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=724&page=8