Ламанова Надежда Петровна - Виртуальный музей

Коллекция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея

03 мая 2022 14-43Коллекция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея

Сегодня коллекция виртуального музея Надежды Ламановой пополнилась еще одной находкой. В Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее хранится платье работы ателье Надежды Петровны Ламановой. К сожалению, найти информацию о том, кто его носил, не удалось. Известно, что в Звенигороде родилась известная артистка Любовь Петровна Орлова, но вряд платье принадлежало ей, потому что датировка создания обозначена 1901-1917 гг., тогда как Любовь Петровна родилась в 1902 году.
Кто еще из известных личностей мог быть связан с Звенигородом? Как обычно, хочется найти самостоятельно, но, похоже, это не тот случай и нужно обратиться к сотрудникам музея, которые ответ наверняка знают.

Фильм «Аэлита» Я.А. Протазанова

02 мая 2022 11-37Фильм «Аэлита» Я.А. Протазанова

Фильм «Аэлита» стал первой фантастической лентой, снятой в СССР режиссером Яковом Александровичем Протазановым после его возвращения из эмиграции. На создание картины были затрачены огромные финансовые средства, в число которых входила беспрецедентная рекламная кампания, начавшаяся почти за год до премьеры, состоявшейся 29 сентября 1924 года в электротеатре «Арс». О создании кинокартины и о выборе исполнительницы главной героини спустя 55 лет после выхода фильма написала воспоминания сама «Аэлита», Юлия Ипполитовна Солнцева. Пишет она и о костюме, созданном Надеждой Ламановой по эскизам Александры Экстер. Эскизы, конечно же, заслуживают отдельного внимания. Не все они были воплощены в жизнь, некоторые из них комбинировались и сливались воедино в момент воплощения костюма в жизнь.

Выставка «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в Москве 1928 года

09 апреля 2022 12-02Выставка «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в Москве 1928 года

В июне 1928 года в Академии художественных наук была организована выставка «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме». По стенам были расклеены печатные таблицы, вещавшие посетителям принципы ламановского построения костюма, которые Надежда Петровна выработала за годы своей практической деятельности. Эти принципы, назависимо от России, а может быть и под русским влиянием, выдвигают те же линии, те же формы костюма, как у нас, так и в западной Европе и во всем цивилизованном мире. И действительно, в основе экспонированных на выставке и заграничных моделей тех лет лежит форма прямой или так называемой туникообразной рубашки.
Но получили ли эти модели Н.П. Ламановой широкое распространение?

IV Научно-практическая конференция «Конгресс мод. Развитие отечественного дизайна» в РАХ

05 апреля 2022 14-34

7 апреля 2022 года в 12 часов в Государственной Академии Художеств в Москве состоится IV Научно-практическая конференция «Конгресс мод. Развитие отечественного дизайна». (Пречистенка, 21). Идейным вдохновителем и организатором этой конференции с 2016 года является Юлия Попова, директор по развитию Дома моды Славы Зайцева. Приглашены великолепные лекторы, в числе которых Н.И. Тарасова (Эрмитаж), Н.А. Ездина (Школа-студия МХАТ), И.Н. Сафонова (ГИМ), с именами и темами лекций можно ознакомиться на сайте РАХ - https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=58209. Конференция прямым образом касается имени Надежды Петровны Ламановой.

Мемориальная доска в Нижнем Новгороде

05 марта 2022 19-27

Нижегородское региональное отделение Союза дизайнеров России по Нижегородской области, совместно с Фондом «Земля нижегородская», объявляет сбор средств на установку памятной доски Н.П. Ламановой на историческом здании Мариинской женской гимназии, ныне Архитектурно-Строительного Университета, по адресу: ул. Ильинская, д. 65.
Контактное лицо по акции: Ольга Рыхлова-Парле, председатель Правления Нижегородского регионального отделения Союза Дизайнеров России, руководитель координационного совета кластера легкой промышленности Нижегородской области, дизайнер, владелец Модного дома PARLE, продюсер Matryoshka Fashion Week. Сот.тел.: 8 (950) 354-55-58. Подробнее: https://nizhny800/

Первая Всероссийская Художественно-промышленная выставка 1923 года в Москве

26 марта 2022 12-37Первая Всероссийская Художественно-промышленная выставка 1923 года в Москве

Первую Всероссийскую Художественно-промышленную выставку, проходившую в Москве в марте 1923 года не следует путать с Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой, предшественницей ВДНХ, проходившей в том же году.
Известный в то время искусствовед и художественный критик Яков Александрович Тугендхольд, с 1922 года ставший заведующим художественного отдела газеты «Известия» и журнала «Красная нива», коротко, но ёмко описал Художественно-промышленную выставку. Фотографии, иллюстрирующие его статью, позволяют идентифицировать модели Надежды Петровны, демонстрировавшиеся непосредственно на этой выставке. Также мы попробуем найти источники ее творческого вдохновения.

Александра Александровна Экстер

26 марта 2022 12-19Александра Александровна Экстер

Александра Александровна Экстер — художник-авангардист, одна из основоположниц стиля «ар-деко», сыграла не самую последнюю роль в жизни и творчестве Надежды Петровны Ламановой и Веры Игнатьевны Мухиной. Сколько было воплощено шедевров в этом творческом содружестве за достаточно непродолжительный промежуток времени — потрясает.
Да, она эмигрировала во Францию, но успела очень многое сделать и в Советской России. Ее творчество не забыто, проводятся выставки работ, о ней написано достаточно много литературы. Есть ли нам что рассказать еще? Да, ведь именно благодаря Александре Александровне и случились многие судьбоносные знакомства, вследствие которых, изменилась жизнь всех причастных.

150 вечеров с ГИМ. «Встреча с хранителем»: специальный показ платья мастерской Н.П. Ламановой

27 февраля 2022 14-34150 вечеров с ГИМ. «Встреча с хранителем»: специальный показ платья мастерской Н.П. Ламановой

Место проведения: ГИМ, Парадные сени
Ведущий: Ирина Николаевна Сафонова, старщий научный сотрудник отдела тканей и костюма
Дата: 03 марта 2022 год
Время: 19-00 мск
Билеты: https://tickets.shm.ru/


3 марта 2022 года состоится встреча с хранителем музея, старшим научным сотрудником отдела хранения тканей и костюма Ириной Николаевной Сафоновой, и демонстрация платья работы Надежды Петровны, принадлежавшего знаменитому скульптору, её соратнику и подруге Вере Игнатьевне Мухиной.

Мемориальная доска Надежде Петровне Ламановой

Сбор средств, начатый 24 марта 2021 на https://planeta.ru, ЗАВЕРШЁН 31 декабря 2021 года!
Недостающую сумму прислал Александр Васильев, с чьей легкой руки был начата эта инициатива, и им же красиво завершён сбор средств.
Спасибо огромное за существенные пожертвования Руфина Кирилина, Olesya Lipay, Тим Ильясов. Без вас пришлось бы собирать намного дольше.
Огромное спасибо Строительно-реставрационной компании АИСТ за значительную благотворительную для проекта сумму!
Всем благотворителям и участникам доброго здоровья и счастья в личной жизни! СПАСИБО за участие!
Краудфандинг поистине стал народным и беспрецедентным! Впервые в нашей стране будет установлена мемориальная доска русскому кутюрье и театральному художнику-технологу, как признание портновского искусства!

Цель и задачи проекта Виртуального музея имени Ламановой

Цель и задачи проекта Виртуального музея имени Ламановой

Цель, которую мы преследуем, наполняя этот сайт — популяризация имени выдающегося русского модельера Надежды Петровны Ламановой. Перед нами две очень трудные задачи:
1. Установка памятной мемориальной доски на доме, где она жила и работала
2. Установка памятника на месте ее захоронения на Ваганьковском кладбище

Спектакль «Принцесса Турандот» на сцене театра им. Евг. Вахтангова

14 ноября 2021 20-43Спектакль «Принцесса Турандот» на сцене театра им. Евг. Вахтангова

Театру им. Евгения Вахтангова исполнилось ровно 100 лет. 13 ноября 1921 года по адресу Арбат, 26, открылся театр, позже получивший имя своего основателя — Евгения Вахтангова. Первым был показан спектакль «Чудо святого Антония», вторая редакция, сделанная Вахтанговым. Но подлинным открытием, визитной карточкой нового коллектива стала постановка «Принцессы Турандот». Уже 100 лет мы говорим Турандот и сразу вспоминаем Евгения Вахтангова, и говоря Вахтангов, вспоминаем его лебединую песнь — капризную принцессу Турандот.
Пригласить Надежду Петровну Ламанову для создания дамских вечерних платьев была идея самого Евгения Богратионовича. И он не ошибся, она создала безупречные наряды. Плюс ко всему это был отличный маркетинговый ход — имя Ламановой было указано в программке спектакля, что неизменно гарантировало высокую посещаемость публикой.

Спектакль «Красавица с острова Люлю» студии Рубена Симонова

09 ноября 2021 09-36Спектакль «Красавица с острова Люлю» студии Рубена Симонова

Еще один спектакль Надежда Петровна не указала в своих творческих автобиографиях — «Красавица с острова Люлю», поставленный в июне 1928 года студией под руководством Рубена Симонова, одного из самых известных учеников Евгения Вахтангова. Но дело здесь не в скандале, а скорее всего в том, что все замечательные мастера, принимавшие участие в этой постановке работали абсолютно бесплатно, в связи с тем, что студия, согласно воспоминаниям Рубена Симонова, не могла оплатить их труд.
Надежда Петровна создала роскошные дамские платья только для первого акта спектакля. В прессе ей приписывали создание и других костюмов, но оказалось, что это было не так. Но обо всем по порядку.

Спектакль «Мистерия-Буфф» на сцене Государственного цирка

18 октября 2021 18-24Спектакль «Мистерия-Буфф» на сцене Государственного цирка

Почему Надежда Петровна не указывала ни в одной из своих творческих биографий работу по созданию костюмов для пьесы Маяковского «Мистерия-буфф»? Это был фееричный спектакль, поставленный по пьесе В.В. Маяковского талантливейшим режиссером Алексеем Михайловичем Грановским для III конгресса Коминтерна на немецком языке. Необычным в нем было все, начиная с площадки цирка и количеством принявших участие актеров — более 350 человек, заканчивая прекрасными костюмами от Ламановой и... громким скандалом, связанным с огромными тратами денежных средств на всю постановку. Увы, осталась всего лишь одна фотография участников спектакля, совершенно не связанная с костюмами из воспоминаний актрисы Александры Вениаминовны Азарх-Грановской и переводчицы пьесы на немецкий — Риты Райт. Но силой воображения попробуйте себе их представить.