ХУДОЖЕСТВЕННО-КУСТАРНАЯ ВЫСТАВКА СССР В НЬЮ-ЙОРКЕ 1929 ГОДА

ХУДОЖЕСТВЕННО-КУСТАРНАЯ ВЫСТАВКА СССР В НЬЮ-ЙОРКЕ 1929 ГОДА

Художественно-кустарная выставка-базар, организованная Всесоюзным Обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) и спонсированная Амторгом (Американская торговая корпорация), была открыта с 1 февраля по 3 марта 1929 года в Нью-Йорке, в Большом Центральном дворце. Затем в марте экспонировалась в Филадельфии, далее в Бостоне и Детройте. Она состояла из двух разделов:

1. Выставка современного искусства Советской России. Живопись, графика, скульптура.
В выставке приняли участие 108 художников, в общей сложности экспонировано 189 произведений. Был издан иллюстрированный каталог (на английском языке): «Выставка современного искусства Советской России. Живопись. Графика. Скульптура». (Вступительные статьи Христиана Бристона и П. Новицкого). Нью-Йорк, февраль 1929 год (Exhibition of contemporary art of Soviet Russia. Grand Central Palace, New York, compiled by П. Новицкий, 1929, New York).

2. Выставка прикладного искусства Советской России.
В данном разделе экспонировались: 1. Палех. 2. Резьба по дереву. 3. Фарфор. 4. Фаянс. 5. Хохлома. 6. Ювелирные изделия. 7. Ковры. 8. Куклы и игрушки. 9. Резьба по кости. 10. Ткани. 11. Одежда. Был издан отдельный иллюстрированный проспект (на английском языке) со вступительной статьей и краткой характеристикой каждого из разделов выставки: «Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929).

Выставка прикладного искусства Советской России. Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)
Обложка иллюстрированного проспекта «Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)

Второй раздел выставки и представляет наибольший интерес, так как здесь экспонировались модели одежды, разработанные Надеждой Петровной Ламановой по заказу Всекомпромсоюза. В проспекте, без явного указания имен создателей, есть краткое описание моделей и методов нанесения орнамента на текстиль — окрашивание и вышивка. В качестве иллюстрации представлена одна из моделей классического рубашечного кроя с орнаментацией зоны ворота, карманов и подола. Модель дополнена нешироким поясом.

Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)
Страница иллюстрированного проспекта «Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)

Печать на ткани

Искусство нанесения рисунков на текстиль, очевидно, возникло как развитие искусства украшения своего тела татуировками. Татуированная кожа уступила место примитивной одежде, украшенной вручную. Ручная роспись постоянно развивалась, пока не приобрела совершенства техники.

Высокая степень совершенства и сложность, достигнутая в этом искусстве в Индии и благоприятные условия для его дальнейшего развития в этой стране — все это указывает на то, что именно Индия является родиной искусства орнаментации текстиля. Тесные торговые отношения между индийскими, русскими и славянскими купцами, а также миграция в Россию мастеров этой области, помогли дать этому искусству жизнь на новом месте.

Узоры, характерные для восточных тканей, проникших в Россию, послужили мотивами для создания древнерусского текстиля. Не довольствуясь только подражанием и адаптацией иностранных образцов, русские мастера постоянно внедряли новые элементы местного творчества и дизайна в отделку своих льняных костюмов. Импортированные образцы были использованы только в качестве основы.

Из-за сложности техники и времени, необходимых для подготовки, метод ручной печати на текстиле, используемый советскими мастерами, практически нигде не встречается. Исконно русский набивной текстиль можно разделить на две группы: индиго и белый, в зависимости от цвета ткани, на которой нанесен рисунок.

Часто рисунок наносится на материал с помощью процесса «резервирования» — защиты тех участков, которые не должны быть окрашены так же, как фон, специальным красящим веществом. «Резервную» краску оставляют высыхать, а ткань окрашивают в растворы цвета фона путем многократного погружения. Затем резерв снимается, и печать завершается. Этот материал высоко ценится за стойкость своих цветов, которые не выцветают ни от света, ни от стирки. Его часто используют для драпировок, обивки мебели и даже для переплета книг. Крестьянки используют его для своих национальных костюмов.

Древнейшая русская печать выполнялась масляными красками. Льняное масло кипятили специальным способом до тех пор, пока оно не достигало желаемой густоты, превращаясь в олифу. Сухую краску нужного цвета втирали, а полученный цвет раскатывали по формам, размещая рисунком вверх. Полотно укладывали поверх покрытого краской формовочного валика, таким образом перенося цвет на ткань.

Существует также текстиль с механической печатью, производство которого началось в конце XVIII века. Эта разновидность метода орнаментации была значительно усовершенствована пленными армии Наполеона, которые остались в России и внедрили передовые технические знания и западные изобретения.

Спрос на ткани с ручной печатью увеличился из-за неограниченных возможностей художника создавать индивидуальные декоративные мотивы, не ограниченных размерами машины. Печать производится на хлопке, льне и шелке и даже на тонкой шерстяной ткани типа кашемира.

Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)
Печать на ткани. Страница иллюстрированного проспекта «Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)

Вышивка

Самыми красочными и необыкновенно красивыми советскими тканями являются вышитые изделия, изготовленные в СССР. Советские вышивки восходят к периоду, когда исконно русские орнаменты только начинали развиваться и когда они были искренним выражением исключительно художественных потребностей народа.

Как и в любом местном искусстве, дизайн, стежок и общее качество изготовления регулируются районом производства. Многие вышитые изделия Советского Союза разрабатываются в центральных губерниях, в том числе шали различного дизайна, пояса и платья. Они из чистого материала, восхитительно свежие и легкие, изысканно украшены. Материал, как правило, белый, рукава, манжеты и воротник оранжевого или другого контрастного цвета.

Лучшим примером яркости цвета и художественного мастерства является украинская вышивка полностью лишенная фигур животных или людей. Она славится нежностью цветов, которые вышиты нитями многих оттенков на льне, шелке и других материалах. Одна группа вышитых украинских платьев — из белого или натурального льна, поражающих цветовыми сочетаниями. В этих платьях интересен не только сам дизайн, но и уникальный способ его отображения на платье. Вторая группа украинских платьев и блузок — это изделия ручной работы, полуфабрикаты, окрашенные в основном в синий или коричневый цвет. Замысловатое плетение создает интересные геометрические узоры. Они подготовлены к крою и сшиванию по любому желаемому размеру.

Из Украины также пришли яркие дорожки из прочной крестьянской ткани с блочным узором. На юго-западе, в Подольской губернии, вышивка выполняется серебряными, золотыми и разноцветными шелковыми нитями на местном материале, напоминающем кретон («бамбак») — тяжелый, мягкий материал, хорошо приспособленный для вышивания и подходящий для изготовления одежды, поскольку он прочный и его можно стирать.

В северных провинциях женщины используют в качестве рисунков различные деревья, людей и животных в древнеславянском стиле. В вышивках Поволжья цветочные и животные фигуры используются редко. Здесь преобладает геометрический узор.

Советское шелковое шитье лучше всего представлено в изделиях Узбекистана и Бухары, в Туркестанской области. Узоры в основном цветочные, хотя женщины часто используют очень интересные геометрические узоры, которые, хотя и просты, создают эффект архитектурной массивности.

В татарских городах Казани и Бахчисарае женщины занимаются искусной вышивкой золотыми нитями. Эта работа обычно наносится на головные уборы — как мужские, так и женские — и славится во всем мире своим богатством. Особенно в Бахчисарае, древней цитадели крымских татар, вышивка золотой нитью широко используется на головных уборах, полотенцах, шарфах и кожаных изделиях, таких как разноцветные сапоги, наволочки и мелкие товары, такие как портсигары для сигар и сигарет.

Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)
Вышивка. Страница иллюстрированного проспекта «Выставка прикладного искусства Советской России». Амторг Трейдинг Корпорейшн, Нью-Йорк (Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929)

Что касается прессы, то в нашей стране выставка упоминалась лишь вскользь, без подробностей. Один из общих видов выставки, увы, но не отдела одежды, был опубликован в ежегоднике литературы и искусства в 1929 году.

Выставка прикладного искусства Советской России
Выставка-базар в Нью-Йорке — февраль 1929 г.
Панно работы Палеховской артели, резные изделия Владимирской губ., «хохломская окраска» Нижегородской губ.

Газета «The New York Times» 1 февраля 1929 года разместила на одной из своих страниц колонку, посвященную выставке. Было написано, что выставка ремесел, открытая на двенадцатом этаже Grand Central Palace отражает все современное российское мастерство в области прикладного искусства и, что данная экспозиция приведет к лучшему взаимопониманию между двумя народами.

Здание Большого Центрального Дворца в Нью-Йорке
Здание Большого Центрального Дворца в Нью-Йорке
Фото: Uris Buildings Corporation
Снесен в 1964 году
На его месте в настоящее время находится Центральный вокзал Гранд (Grand Central Terminal)

3 февраля 1929 года заметка «The New York Times» ясно давала понять, что в Нью-Йорке выставку очень ждали: «Напряженное ожидание наконец закончилось, и в Большом Центральном дворце открылась российская выставка, которая в течение нескольких недель вызывала разного рода размышления. Будет ли она действительно представлять современное советское искусство? И суждено ли обнаружить, что это современное искусство России, в свою очередь, представляет собой нечто по существу русское по духу, нечто существенно новое?».

Из небольшой заметки 11 февраля в той же газете известно, что за 11 дней выставки-базара было продано 30 картин и 50 других предметов искусства. Кто знает, может быть среди них были и модели одежды, разработанные Надеждой Петровной Ламановой?

Изначально организаторы задумывали показать все выставочные экспонаты целиком в разных городах США, но осуществить этот замысел в полной мере не удалось. В марте этого же года в Бостон, а после в Детройт, были направлены экспонаты прикладного искусства, успевшие завоевать особую популярность у публики, и только три картины первого раздела выставки — кисти Бебутовой, Архипова и Вильямса. Одна из экспонированных на выставке картин художника Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930), известная под названием «Иван Родин» по сей день находится в фондах Метрополитен благодаря известному защитнику окружающей среды и меценату Джорджу Пратту, выкупившему ее специально для музея.

Кто знает, может быть выставка продолжила бы свое путешествие по городам Соединенных Штатов Америки, если бы не крах американского фондового рынка в конце 1929 года, называемый периодом Великой депрессии.

Вам также может быть интересно:
Выставка «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в Москве 1928
Международная выставка «Пушнина» в Лейпциге 1930 года


Использованные источники:
🕮 Art & handicraft exposition of Soviet Russia. Amtorg Trading Corporation. New York, 1929
https://hdl.handle.net/2027/mdp.39015027429102

🕮 Аркин. Д. Искусство вещи. — «Ежегодник литературы и искусства на 1929 год». М., 1929

https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=714&page=7
https://rusavangard.ru/online/history/khudozhestvenno-kustarnaya-vystavka-sssr/
https://www.nytimes.com/1929/02/01/archives/soviet-art-fair-is-opened-here-handicraft-display-reflecting-modern.html?searchResultPosition=9
https://www.nytimes.com/1929/02/03/archives/the-great-bear-sings-and-very-sweetly-too-his-songs-that-are-at.html?searchResultPosition=10
https://www.nytimes.com/1929/02/11/archives/russian-paintings-sold-30-canvases-and-50-other-art-objects-bought.html?searchResultPosition=11
https://kleinletters.com/Blog/the-dc-comics-offices-1930s-1950s-part-1/
https://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Central_Palace