ДОКЛАД КУСТАРНОЙ ГРУППЫ ДЕКОРАТИВНОГО КОМИТЕТА ГАХН ОТ 21 ДЕ

ДОКЛАД КУСТАРНОЙ ГРУППЫ ДЕКОРАТИВНОГО КОМИТЕТА ГАХН ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1928 ГОДА

После выставки «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде» Н.П. Ламанова и Е.И. Прибыльская выступили с докладом, по итогам которого присутствующими был задан ряд вопросов, зафиксированных в протоколе. Данный документ также прилагается.

Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде

ГАХН . -Е. Прибыльская

Тезисы.

I/. Кустарное производство охватывает обработку женского костюма в гораздо более широких размерах, чем обычно думают.

2/. Кустарное производство в вышивке и кружеве до сих пор занимает значительное место не только в СССР, но и во всем мире.

3/. Фабричная промышленность имеет определенные стандарты, вытекающие из возможностей машины. Эти стандарты влияли на расположение ручной обработки кустарных платьевых материалов.

4/. До войны, во время развития кустарной промышленности под наблюдением помещичьих и земских мастерских, вводился не массового характера нарядный стиль, подражающий в формах древне-боярскому стилю здесь на севере, и панскому и гетманскому — на Украине. Эти попытки позднее совершенно отошли.

5/. После войны типы кустарных вышивок для платья отчетливо изменяются в своих внешних расположениях и толчком к этому служит сама изменившаяся форма женского платья.

6/. Одежда перед войной лишь в спортивных формах имела характер свободного утилитарного костюма. Искусственность силуэта создавала оторванность материала от формы.

7/. Резкое изменение силуэта после войны, дало естественную связь материала с формой. Начало органической связи формы с материалом в носильном современном платье, дает момент работы над конструкцией платья. Работа в Москве, в Мастерской Главнауки, над конструктивным моментом в женском костюме, явилась толчком к новому взгляду и на вышивку в платье, как на момент не отделки или украшения, а как, до известной степени, строительный и заканчивающий материал.

8/. Европейский костюм не является еще свободным от украшающих моментов, служащих не для конструкции его, а для поднятия вида материала. Обработка платья в европейском костюме и строение одежды, в известной степени упрощенная, не являются достаточной степени ясными по конструкции, благодаря смешанным условиям быта.

9/. Попытка в 1923 году в Москве дать изысканные новые формы явилась попыткой дать не массовый костюм, но новый костюм и, тем не менее обработка форм этого костюма основывалась на конструктивных принципах.

10/. На выставке 1925 г. в Париже изо всех иностранных отделов, костюм, основанный на народном творчестве, лишь в отделе СССР получил высокую оценку благодаря конструктивности формы.

11/. Эволюция вышивки в кустарных платьях Украины, ответила современному запросу, благодаря, с одной стороны — умело приложенному принципу использования народного костюма, с другой стороны — внешней утилитарной носимости. Массовая заготовка купонов вышитых платьев в РСФСР в кустарных районах, основана еще на прежних принципах расположения узора. Работы Госторга и Кустарного Музея ВСНХ являются некоторым сдвигом в современной работе кустарных организаций РСФСР.

12/. Выявление основных моментов во внешней обработке платья, явилось двигателем к организации весенней выставки при ГАХН «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде».

12 а/. Основой построения костюма является правильное деление человеческой фигуры и отчетливое представление об основной схеме его движения. Геометризация форм дает возможность легче представить себе план, по которому может идти работа.

13/. Лабораторная работа в пределах кустарного материала явилась достижимее, чем в других материалах, так как давала эти материалы сработанными специально на объеме, согласно принципам группы по костюму при ГАХН.

14/. Основой работы в необходимых лабораториях является не выработка стандарта, а выработка твердых принципов, на которых строится одежда и ее внешняя обработка. Журнал должен существовать не как модный журнал, — это журнал «Ткань Одежда» — он мог бы явиться источником научно-художественно-технических руководств. -Доклад кустарной группы декоративного комитета ГАХН от 21 декабря 1928 годаДоклад кустарной группы декоративного комитета ГАХН от 21 декабря 1928 года

Протокол №5

Заседания кустарной группы декоративного комитета ГАХН

21 декабря 1928г.

Присутствовали: Н.Д. Бартрам, Д.Д. Иванов, Н.П. Ламанова, В.Э. Мориц, Е.И. Прибыльская, А.В. Филиппов, С.С. Алексеев, Н.П. Сакулина, В.И. Мухина и 24 гостя.

Председатель Н.Д. Бартрам
Уч. Секретарь В.Э. Мориц

Заслушан доклад Е.И. Прибыльской: «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде».

Докладчице был задан ряд вопросов:

Т.ОРЛОВА интересует возможно ли применение кустарных вязаных изделий для одежды, конструируемой по указанным принципам.

Н.Д. БАРТРАМ просит докладчицу развить вопрос о журнале, посвященном ткани и одежде.

Т. ЛЮБИМОВА хотела бы знать, возможно ли внедрение в жизнь подобных форм костюма через швейную промышленность.

Т. ЭЙЗНЕР просит объяснить почему в демонстрированных моделях рукав вшит под прямым углом.

Т. ФИЛИППОВ просит указать, ставили ли авторы моделей себе задачу облегчить фигуру оптически, имеются ли у них соответственные принципы. Кроме того он хотел бы знать, делались ли попытки установить связь со швейной промышленностью.

Тов. КАМОЭНС интересуется — почему не вырабатывается такой материал, какой был демонстрирован докладчицей.

Е.И. ПРИБЫЛЬСКАЯ указывает, что отсутствие средств не позволяет развить работу в полном объеме. Модели выходили дорогими, т.к. авторы их делали за свой счет и покупали по высокой цене материал. В трикотаже изложенные принципы применимы также, как в тканях. Следовало бы поставить перед соответствующими органами вопрос о развитии обработки льна. Этот вопрос, равно как и вопрос о связи костюма с материалом, необходимо поставить в журнале, о создании которого должна подумать швейная промышленность совместно с В.Т.С. (прим.: Всероссийский текстильный синдикат). Западная мода нам не нужна и западные модные журналы тоже. Журнал имел бы огромное не только промышленное, но и общественное значение. Вшивка рукава под прямым углом в некоторых формах вполне рациональна, особенно в формах, требующих свободы.

Авторы моделей неоднократно получали предложения войти в производство для размножения моделей, но увязки с производством установлено не было, так как работа велась в академическом лабораторном порядке. Однако многие модели получили широкое распространение, особенно по наколкам Н.П. Ламановой. В свое время многие модели отлично шли в Мосэкусте, на выставке 1925 г. в Париже несколько моделей Н.П. Ламановой было приобретено Пуаре. Облегчить слишком грузную фигуру они всегда стремились и в докладе было указано каким приемом это достигалось. Докладчица еще раз подчеркивает необходимость продолжать обрисованные ею лабораторные изыскания.

Н.Д. БАРТРАМ указывает, что кустарная группа ставила себе задачу проработки проблемы применения кустарной ткани в современном костюме; но это лишь часть общей проблемы костюма. В этой области необходима такая же связь теоретиков с производственниками, какая уже наметилась в области мебельного производства и экспорта.

Тов. ЩУЧЕВ считает, что связь, о которой говорилось, должна быть непременно установлена, ибо потребность в ней уже давно ощущается. Искание новых форм — существеннейший вопрос, т.к. западные модели нас удовлетворять не могут. Необходим и журнал. Следует все эти вопросы подработать и вынести их на широкое совещание с привлечением на него не только госпромышленности, но и кооперации.

Тов. Е.И. ПРИБЫЛЬСКАЯ обращает внимание на экономию материала и почти полное отсутствие обрезков при конструировании моделей по изложенным принципам. Во многих моделях материя почти не разрезана.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ: подпись.Протокол кустарной группы декоративного комитета ГАХН от 21 декабря 1928 годаПротокол кустарной группы декоративного комитета ГАХН от 21 декабря 1928 годаЯвочный лист кустарной группы декоративного комитета ГАХН от 21 декабря 1928 года

Выражаем благодарность Ольге Мельниковой за содействие в получении данных документов.


Использованные источники:
🗒 РГАЛИ, фонд 941, опись 7, ед. хр. 48, лл. 20-22