ФИЛЬМ АЭЛИТА ЯА ПРОТАЗАНОВА

ФИЛЬМ «АЭЛИТА» Я.А. ПРОТАЗАНОВА

Фильм «Аэлита» стал первой фантастической лентой, снятой в СССР режиссером Яковом Александровичем Протазановым после его возвращения из эмиграции. Вернувшись, он получил приглашение стать постоянным режиссером недавно созданной фирмы «Межрабпом-Русь», остро нуждавшейся в «кассовых» лентах и желавшей получить картину, которую можно было бы продать за рубеж. Большую роль в выборе именно Протазанова в качестве режиссера сыграл его европейский опыт, приобретенный во Франции и Германии с 1920 по 1923 год, где он снял шесть фильмов. Перед режиссером стояла непростая задача — надо было угодить советскому зрителю и зрителю за рубежом. Для экранизации был выбран вышедший в начале 1923 года роман Алексея Николаевича Толстого «Аэлита» и набравший достаточную популярность среди читателей. На создание картины были затрачены огромные финансовые средства, в число которых входила беспрецедентная рекламная кампания, начавшаяся почти за год до премьеры, состоявшейся 29 сентября 1924 года в электротеатре «Арс».

Реклама фильма «Аэлита»
Реклама фильма «Аэлита» 1924 год

Над созданием фильма работали известные и не очень, но безусловно талантливые люди. Это были оператор Юрий Андреевич Желябужский, сын актрисы МХАТ Марии Федоровны Андреевой, композиторы Игорь Федорович Стравинский, Александр Константинович Глазунов, художники Исаак Моисеевич Рабинович, Виктор Андреевич Симов, Сергей Васильевич Козловский, Александра Александровна Экстер, и многие другие. В титрах указано также имя ушедшего еще до Революции композитора Александра Николаевича Скрябина. Его музыка была популярна в начале 20-х.

Действие сюжета картины разделено на две части — первая происходит на Земле, вторая на Марсе. Но если с декорациями и костюмами земных сцен все было более менее понятно, то для марсианских требовалось нечто невероятное и фантастическое. Для этой работы был выбран художник Исаак Моисеевич Рабинович, который к концу ноября 1923 года создал эскизы декораций и костюмов. Но костюмы Рабиновича не были осуществлены из-за недостатка средств, поэтому эта часть работы была перепоручена его соратнице и наставнице, художнице Александре Александровне Экстер. Костюмы по эскизам Экстер были выполнены в мастерской Надежды Петровны Ламановой, Тамары Томасовны Амировой и собственной мастерской «Межрабпом-Русь». Помогала художницам и Вера Игнатьевна Мухина, которую не всегда упоминают в связи с работой над фильмом. В.И. Мухина конструировала костюм Гора, хранителя энергии Марса. Также мало где упоминается, что эскизы декораций И.М. Рабиновича и В.А. Симова в натуральную величину были воплощены художником-декоратором С.В. Козловским.

Главные роли марсиан исполнили: Юлия Ипполитовна Солнцева — Аэлита; Юрий Александрович Завадский — Гор, хранитель энергии Марса; Александра федоровна Перегонец — фрейлина Аэлиты; Константин Владимирович Эггерт — правитель Марса.

О создании кинокартины и о выборе исполнительницы главной героини спустя 55 лет после выхода фильма написала воспоминания сама «Аэлита», Ю.И. Солнцева:

«...Москва зачитывалась научно-фантастическим романом Алексея Толстого «Аэлита».

Вы идете по улицам Москвы и видите — по всему городу расклеены афиши, на них огромными буквами написано: АНТА ОДЕЛИ УТА... АНТА ОДЕЛИ УТА...

Больше никаких объяснений нет. Около афиш стоят толпы людей. Прохожие разворачивают газеты, надеясь найти разгадку таинственных слов, но в газетах те же самые неизвестные «АНТА ОДЕЛИ УТА»!

Журнал Зрелища 1924 №83-84
Вырезка из журнала «Зрелища» №83-84 1924 год

Что же означают эти загадочные шифры, которые, как сообщают газеты, посылает планета Марс на Землю? Вижу заинтересованность на лицах людей, читающих афиши. Останавливаюсь. Некоторые всерьез спрашивают: «Что, с планеты Марс получены какие-то сообщения?» Другие иронически улыбаются, догадываясь, что это реклама будущего фильма «Аэлита», сообщение о котором уже проникло в прессу.

Студия «Межрабпом-Русь» уже давно решила экранизировать роман Алексея Толстого «Аэлита». Интерес к этой фантастической повести все время ширился, разрастался и приобрел уже массовый характер. Был объявлен конкурс на лучший сценарий. Его победителями оказались А. Файко и Ф. Оцеп, предложившие не буквальную экранизацию, а вольную трактовку романа. Яков Александрович Протазанов и сценаристы приложили много труда, чтобы сделать его кинематографически действенным и увлекательным. Но сложнее всего было найти актрису на роль Аэлиты. Этому выбору Я.А. Протазанов и Ю.А. Желябужский — оператор фильма — придавали большое значение. Были «проверены» все московские театры, студии, театральные коллективы — безуспешно. Тогда во все концы Советского Союза были срочно посланы помощники и ассистенты режиссера для поиска актрисы на роль таинственной Аэлиты.

...Я шла по улице, взволнованная неожиданным событием. Мне предложили приехать на студию для разговора с Я.А. Протазановым. Что же принесет мне завтра этот внезапный вызов на студию? Я терялась в догадках и не находила ответа. Я останавливалась около афиш, читая марсианские знаки, желая каким-либо способом расшифровать их, но они никакой расшифровке не поддавались (как я впоследствии узнала, это была вольная фантазия в словообразовании, не имеющая определенного содержания).

В то время я, окончив Государственный институт музыкальной драмы (бывшую филармонию) и поступив в студию Камерного театра, мечтала только о театре. И вот теперь кинематограф, которого я не знаю...

Фоторепродукция эскиза художников В.Симонова, И.Рабиновича Фильм: Аэлита. 1924
Фоторепродукция эскиза художников В. Симонова, И. Рабиновича для фильма «Аэлита». 1924 год
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5766333

На другой день, смущаясь от волнения, я стояла перед Яковом Александровичем. Он долго и внимательно, не проронив ни слова, изучал меня, потом неожиданно и решительно сказал: «Вы будете играть прислужницу Аэлиты, а Аэлитой будет Елена Николаевна Гоголева» — и назначил первую репетицию. (Елена Николаевна Гоголева... Мы же учились с ней вместе! Она заканчивала филармонию, когда я в нее поступила. Елена Николаевна всегда внимательно смотрела на меня, а потом стала называть меня своей сестричкой. Говорили, что я была чем-то похожа на нее. Мы встречались с ней несколько раз, и всегда она повторяла, глядя на меня: «Моя сестричка»).

Яков Александрович Протазанов
Яков Александрович Протазанов
Режиссер фильма «Аэлита»
Юлия Ипполитовна Солнцева
Юлия Ипполитовна Солнцева
Исполнительница роли Аэлиты в фильме «Аэлита»

Он стоял передо мною, элегантный человек с открытым высоким лбом, с вьющимися волосами, с чуть насмешливым взглядом. Но что это у него в руке? Я заметила, что он все время орудует короткой палочкой, похожей на дирижерскую. Похоже, она помогала ему думать, двигаться, разговаривать. Позднее я увидела его с этой же палочкой на репетиции с актерами. Мне казалось, что когда он был недоволен актером, он дотрагивался ею до руки или плеча актера. Я всегда со страхом смотрела на эту дирижерскую палочку. Помню, один раз она коснулась и меня. Я восприняла это как некую обиду, хотя палочка коснулась меня нежно и Яков Александрович мне улыбался. Во время съемок я всегда следила за ее движением и почему-то все равно считала ее как бы своим внутренним врагом, хотя неудовольствие собственной работой оставалось.

Эскиз костюма Аэлиты
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год

В назначенный день я была на репетиции. Все для меня было удивительно. И огромный павильон, и сам Яков Александрович Протазанов где-то там наверху, в строящейся марсианской декорации, и оператор Юрий Желябужский, переговаривающийся издалека с Протазановым на языке, им одним понятном. В павильоне больше никого не было. А где же Гоголева, где остальные актеры? Значит, это репетиция только для меня? Для пробы Ихошки была сделана приблизительная декорация планеты Марс. По требованию оператора в декорации зажигают свет. Понемногу павильон начинает наполняться людьми, снующими туда и обратно без всякой, как мне тогда казалось надобности. На меня надевают условный костюм Ихошки, который по доверию к режиссеру, я посчитала тогда марсианским, но рассказать о котором даже сейчас мне невероятно трудно. Мне дают задание и возможность его обдумать. Я вхожу в декорацию взволнованная: я на Марсе. На меня обращены десятки внимательных глаз, я стесняюсь, я растерянна. Я делаю этюд по заданию Протазанова, хочу найти на его лице какое-то одобрение, но лицо Протазанова ничего не говорит, он занят уже чем-то другим. Я ухожу, недовольная собой. Очевидно, мне не придется играть Ихошку. Этюд, с моей точки зрения, я сделала не так как хотела, в этой новой для меня обстановке я не до конца была собранна. В павильоне уже никого не было. Я даже не заметила, как, попрощавшись, ушел Протазанов.

Эскиз костюма Аэлиты
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
https://www.pinterest.ru/pin/789467009651595907/

Прошло несколько дней томительного ожидания. На пятый или шестой день мне позвонили и попросили приехать к директору студии Моисею Никифоровичу Алейникову. «Знаете, Юлия Ипполитовна, — неожиданно начал он, — мы с вами решили заключить договор на роль Аэлиты. Изменились обстоятельства, но вас это не должно интересовать. Не возражаете? Почему вы молчите? Отвечайте. А Ихошку будет играть Александра Федоровна Перегонец». «Хорошо... Да... Да...», — ответила я неуверенно, потрясенная этим неожиданным предложением. Договор на роль Аэлиты был подписан со мной в этот же день. Я еще не совсем понимала, что со мной произошло, а на другой день уже была вызвана к Ламановой, которая должна была делать мне костюм по эскизам художницы Экстер. Здесь я чувствовала себя спокойнее, но меня ни на минуту не оставляла мысль о том, как подойти к образу Аэлиты, как понять его. Мы работали тогда над ролью чисто интуитивно, доверяясь фантазии режиссера и своей собственной.

Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год

Ламанова и Экстер сидели в глубине комнаты, посматривали на меня и тихо разговаривали. Я, конечно, понимала, что речь идет обо мне, о моем костюме, о моей внешности. Они кого-то ждали, мне казалось, Протазанова. И в самом деле, вскоре пришел Яков Александрович и сейчас же направился ко мне. «Разведите руки, положите их вот так, еще, еще, не двигайтесь...» Я выполнила все его просьбы, не понимая их смысла. Но неожиданно Протазанов отошел в сторону, позвал Ламанову и Экстер: «Фальк, чистейший, живой Фальк! — заулыбался Протазанов. — Посмотрите». Я знала работы этого художника, и мне, скажу откровенно, были приятны слова Якова Александровича.

Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты — королевы Марса
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты — королевы Марса. 1924 год

Эскиз костюма Тускуба
Эскиз костюма Тускуба — владыки Марса для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год

Начались съемки, для меня трудные и мучительные. Нелегко было войти в образ Аэлиты, королевы Марса. Кто она, эта королева? Мне было 22 года. Никаким опытом, даже театральным, я не обладала. Я понимала, какая большая ответственность легла на мои плечи. В фильме заняты актеры Н. Церетелли, И. Ильинский, Ю. Завадский, К. Эггерт, М. Жаров. Я должна общаться и делать роль вместе с этими актерами. Огромное количество людей, связанных с искусством, приходило в павильон, чтобы посмотреть на актеров, на Аэлиту, на декорации художника Рабиновича. Во многих кадрах — огромные по тем временам массовки. Съемки были своеобразной сенсацией, и публика тянулась увидеть необычайное.

Внешние обстоятельства были для меня также не из легких. Костюм был труден, длинен и узок для хождения по высоким лестницам дворца Аэлиты. На голову мне надевалась корона — немыслимо тяжелая, сделанная из стальной проволоки. Приходилось страдать, а пожаловаться было некому.

Кадр из фильма Аэлита
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты и Константин Владимирович Эггерт (актер Камерного, а позднее Малого театра) в роли Тускуба в фильме «Аэлита» 1924 год

Эскиз костюма Гора для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Гора — хранителя энергии на Марсе для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3899771
Юрий Александрович Завадский в роли Гора — хранителя энергии на Марсе
Юрий Александрович Завадский (актер театра МХАТ, позднее основатель Театра-студии Юрия Завадского) в роли Гора — хранителя энергии на Марсе в фильме «Аэлита»
http://www.scostumista.com/2012/11/aleksandra-ekster.html?m=1

Тревога не оставляла меня, не давала покоя. Чтобы войти в образ, вжиться в обстановку, поверить в реальность происходящего, нужна фантазия, богатое воображение. Но, наверное, этого мало. Может, нужны еще знания? Но где, откуда их взять? Иногда я делилась своими сомнениями с Александрой Федоровной Перегонец, игравшей Ихошку. В ответ на мои невероятно серьезные вопросы она смеялась и давала понять, что тоже ничего об этом не знает.

Эскиз костюма Ихошки для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Ихошки для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма Ихошки для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма Ихошки для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год

Она была замечательным человеком и удивительной актрисой, и я не могу здесь не вспомнить о ней. Это была умная женщина, разносторонне одаренная. Она умела и петь, и танцевать. У нее был обаятельный голос: стоило ей заговорить, как вы были во власти ее очарования. К моему великому горю, она погибла в Крыму во время оккупации. Вместе с группой артистов Александра Федоровна вошла в подпольную организацию «Сокол», руководителем которой был главный художник Симферопольского драматического театра Н. Барышев. Подпольщики снабжали наших людей медикаментами, многим помогли выжить. В начале 1944 года подпольщики героически погибли...

Эскиз костюма астронома для фильма «Аэлита»
Эскиз костюма астронома для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Иосиф Моисеевич Толчанов в роли астронома и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки
Иосиф Моисеевич Толчанов (актер театра имени Евг. Вахтангова) в роли астронома и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки

Николай Петрович Баталов в роли красмоармейца Гусева и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки
Николай Петрович Баталов (актер театра МХАТ, муж актрисы Ольги Андровской, дядя актера Алексея Баталова) в роли красмоармейца Гусева и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5766374

Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»<br/>Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма Аэлиты для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты и Александра Фёдоровна Перегонец в роли Ихошки

Юлия Солнцева в роли Аэлиты
Юлия Ипполитовна Солнцева в роли Аэлиты 1924 год

...Я все время жду разговора с Протазановым о роли Аэлиты. Этот разговор мне необходим. Без помощи режиссера мне трудно собраться, сосредоточиться, понять, что в моей роли главное. У меня складывается впечатление, что разговаривать на эту тему он пока и не собирается, хотя мы снимаем каждый день. Мне почему-то кажется, что непосредственность моего поведения во время репетиций больше всего его устраивает. Может быть, приходило мне в голову, Протазанов доволен тем, что я немного освоила стилистику Камерного театра, а она, как и условные декорации Рабиновича и костюмы Экстер, сотрудницы А. Таирова, была близка стилистике фильма.

Эскиз костюма смотрителя над рабами и кадр из фильма Аэлита
Слева: эскиз костюма смотрителя над рабами для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Справа: кадр из фильма «Аэлита»

Эскиз костюма марсианина для фильма «Аэлита»<br/>Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма марсианина для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма марсианина для фильма «Аэлита»<br/>Художник А.А. Экстер 1924 год
Эскиз костюма марсианина для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год

Эскиз костюма для старших на Марсе
Эскиз костюма старших на Марсе для фильма «Аэлита»
Художник А.А. Экстер 1924 год
Кадр из фильма Аэлита
Кадр из фильма «Аэлита». Старшие и надсмотрщики. 1924 год

...Между тем реклама продолжала трубить об «Аэлите» на улицах, в помещениях, в трамваях, по радио. Огромное количество людей старалось со мной познакомиться. Подходили на улицах, в трамваях, не стесняясь говорили: «Вы Аэлита, мы вас знаем». Были выпущены папиросы «Аэлита». Немецкая фирма «Хлородонт» просила меня улыбнуться и показать свои зубы — для рекламного фото на тюбиках пасты, от чего я, конечно (к удивлению фирмы), отказалась, несмотря на то, что предлагалась большая сумма денег за эту улыбку. Предложений, часто абсурдных, было невероятное количество...

«Аэлита» была первым советским фильмом, который прокладывал дорогу научно-фантастическому жанру. Жаль, что в этом направлении мы двигаемся удивительно медленно. Со дня премьеры «Аэлиты» прошло 55 лет. Мы уже давно летаем в космос, а крупного произведения о его завоевании наш экран еще не дал.

Я рада, что скромная по теперешним техническим возможностям лента Якова Александровича Протазанова до сих пор живет в памяти моих сверстников. Но фильмы помнят и новые поколения. В документальных фильмах о полете в космос я вижу кадры из «Аэлиты» — как символы мечты 20-х годов о космосе. И во французских документальных фильмах я также встречала Аэлиту.

Прохожие до сих пор продолжают подходить ко мне: «Вы Аэлита, я узнал вас». — «Это же было так давно!» «Такое не забывается, спасибо вам», — с улыбкой говорит прохожий, удаляясь. «Спасибо вам», — улыбаюсь и я...»

Вернемся на Землю. Исполнителями ролей Земной части фильма стали: Николай Михайлович Церетелли — инженер Лось / Спиридонов; Валентина Ефимовна Куинджи — Наташа Лось; Игорь Владимирович Ильинский — Кравцов, сыщик; Николай Петрович Баталов — красноармеец Гусев; Павел Николаевич Поль — Эрлих; Вера Георгиевна Орлова — Маша, невеста Гусева, и другие. В сравнении с Марсианскими, костюмы Землян выглядят более обыденно, скромно, просто, но, однако, модно по тем временам.

Валентина Ефимовна Куинджи в роли Наташи Лось в фильме Аэлита
Валентина Ефимовна Куинджи в роли Наташи Лось и Павел Николаевич Поль в роли Эрлиха в фильме «Аэлита» 1924 год
Валентина Ефимовна Куинджи в роли Наташи Лось в фильме Аэлита
Валентина Ефимовна Куинджи в роли Наташи Лось в фильме «Аэлита» 1924 год

По мнению некоторых кинокритиков, приглашенных на съемки фильма, «марсианская часть вводится лишь для противопоставления противоречий, как общественных, так и личных, на Земле». Может ли быть модница верной женой? В советской идеологии это были несочетаемые понятия. Возможно, именно по этой причине из фильма были вырезаны танцевальные сцены на нелегальном балу. Хореографию, не вошедшей в фильм сцены, ставил известный балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский, а сам танец исполняли Е. Ленская и ее партнер В. Латышевский, которые являлись одной из ведущих эстрадных пар 20-х годов. Всех дам и, конечно же, танцоров для этой сцены также одевала Надежда Петровна Ламанова, к слову, сотрудничавшая со многими студиями танца 1920-х годов.

Танец на нелегальном балу. Танцевальная пара Е. Ленская и В. Латышевский. Хореограф К.Я. Голейзовский
Сцена не вошедшая в фильм. Танец на нелегальном балу. Танцевальная пара Е. Ленская и В. Латышевский. Хореограф К.Я. Голейзовский. Фильм «Аэлита» 1924 год. Фотограф И. Бохонов
Танец на нелегальном балу. Танцевальная пара Е. Ленская и В. Латышевский. Хореограф К.Я. Голейзовский
Сцена не вошедшая в фильм. Танец на нелегальном балу. Танцевальная пара Е. Ленская и В. Латышевский. Хореограф К.Я. Голейзовский. Фильм «Аэлита» 1924 год. Фотограф И. Бохонов
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5766347

Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что «Межрабпом-Русь» был кооперативной («нэпманской») кинокомпанией. Фильм продержался на столичном экране 10 недель, в провинции гораздо меньше — возможно, из-за того, что местные прокатчики разделили длинный фильм на две серии, не предуведомив об этом зрителей. В результате первая серия не вызвала у публики интереса, так как она была лишь длинным вступлением ко второй части и в ней фактически не было финала (даже промежуточного), а на вторую зрители просто не пошли.

15 октября 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина. 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании «Межрабпом-Русь» было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации. Но несмотря на все споры и диспуты, игнорирование картины историками кино на родине, фильм стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. А костюмы, созданные А.А. Экстер и Н.П. Ламановой еще долго будут вдохновлять дизайнеров одежды во всем мире, как это и было на протяжении целого века.

Приложение к Журналу мод. Модели сезона 1988 год
Приложение к «Журналу мод». Модели сезона 1988 год

Отдельно хочется отметить, что в 1918 году Яков Александрович Протазанов снял фильм «Отец Сергий», главную женскую роль в котором исполнила клиентка Надежды Петровны Ламановой — Вера Викторовна Дженеева (в замужестве Карахан).


Использованные источники:
🗎 Статья Ю.И. Солнцевой «Памятные дни» из журнала «Искусство кино» №8 1981 год
http://magzdb.org/num/3770195

🕮 «Вначале было тело»: ритмопластические эксперименты начала XX века: хореологическая лаборатория ГАХН / Николетта Мислер. - Москва : Искусство-XXI век, 2011 г.

https://electro.nekrasovka.ru/books/12915
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэлита_(фильм)#Актёры
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post482852964/
https://fishki.net/2985168-seks-smarsianami-priznali-opasnym.html/comment-34723672?utm_source=aab&sign=87656375925827%2C653297935705150
https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/russian-pictures-2/costume-design-for-aelitas-servant
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Aelita_(1924_film)?uselang=it
https://www.kinoafisha.info/movies/8319707/shots/
https://selyanka1.livejournal.com/234839.html?view=comments
https://techpeterburg.wixsite.com/mysite/post/the-first-experience-of-creating-a-blockbuster-in-russia
https://www.cinemoda.ru/aelita/
https://alexandra-exter.net/
https://modanews.ru/node/48052?size=_original