СПЕКТАКЛЬ КРАСАВИЦА С ОСТРОВА ЛЮЛЮ СТУДИИ РУБЕНА СИМОНОВА

СПЕКТАКЛЬ «КРАСАВИЦА С ОСТРОВА ЛЮЛЮ» СТУДИИ РУБЕНА СИМОНОВА

Еще один спектакль Надежда Петровна не указала в своих творческих автобиографиях — «Красавица с острова Люлю», поставленный в июне 1928 года студией под руководством Рубена Симонова, одного из самых известных учеников Евгения Богратионовича Вахтангова.

Но дело здесь не в скандале, как было в истории спектакля «Мистерия буфф», а скорее всего в том, что все замечательные мастера, принимавшие участие в этой постановке работали абсолютно бесплатно, в связи с тем, что студия, согласно воспоминаниям Рубена Николаевича, не могла оплатить их труд.

Рубен Николаевич Симонов
Рубен Николаевич Симонов
(1899-1968)
Режиссер
Георгий Богданович Якулов
Георгий Богданович Якулов
(1884-1928)
Художник-сценограф

Художником спектакля был Георгий Богданович Якулов, много работавший над постановками Камерного театра после Александры Экстер. Помогал Георгию Богдановичу молодой тогда еще театральный художник Семен Иванович Аладжалов. Музыкальное сопровождение писал Николай Иванович Сизов, создавший музыку и к знаменитому спектаклю театра им.Евг. Вахангова «Принцесса Турандот». Танцы ставил юный Игорь Александрович Моисеев, имя которого сейчас носит профессиональный ансамбль народного танца. Костюмы делала, конечно же, Надежда Петровна Ламанова.

Игорь Александрович Моисеев
Игорь Александрович Моисеев
(1906-2007)
Хореограф
Николай Иванович Сизов
Николай Иванович Сизов
(1886-1962)
Композитор

Обратимся сейчас к отзывам о спектакле в прессе. Одним из них стала заметка «Молодой спектакль „Красавица с острова Лю-лю“ в мастерской Симонова» в журнале «Новый зритель» от 24 июня 1928 года:

«Инсценировка романа О. Заяицкого «Красавица с о. Лю-лю» является первым опытом проверки метода сценического воспитания (сознательное отношение актера к исполняемому им образу) Симонова и его работы в области создания систематического театра. Сюжет этой пьесы не далеко уходит от тем так назыв. «приключенческой» литературы и «экзотических фильм. В доме французского банкира на вечере демонстрируются фильмы, среди них хроника «Красавица с о. Лю-лю». Все присутствующие мужчины воспламеняются «неудержимой» страстью к «красавице» и отправляются на поиски темнокожей обольстительницы. Захватив по дороге чудака-профессора географии, все «светское общество» попадает в руки дикарей — подлинных обитателей «о. Лю-лю». После ряда приключений злосчастные путешественники добираются до родных берегов Франции, которая к этому времени превращается в советскую республику. После нахождения подлинной красавицы, оказавшейся снимавшейся в фильме судомойкой, эпилог пьесы приводит нас к показу в «диафрагму» (как это принято говорить в кино), всех действующих лиц «через 10 лет». Таков сюжет пьесы Заяицкого.

На узкой эстраде Дома Культуры Армении без всякой материальной поддержки, Симонов и актеры Мастерской создали спектакль, правда, несколько сыроватый, но молодой и волнующий.

Артист С. Поляков в роли профессора Спектакль Красавица с острова Люлю
Артист С.С. Поляков в роли профессора Жана Сталя
в спектакле «Красавица с острова Люлю»
Студия Рубена Симонова 1928 год

Среди актеров можно отметить несколько ярких индивидуальностей, создавших настоящие характерные образы. Занятного чудака-профессора дал молодой актер Поляков, чрезвычайно удачно использовав комическую внешность одного из политических деятелей Запада. Прекрасные сценические данные у Булатовой, которая может выработаться в настоящую комедийную актрису эксцентрического порядка. Ряд характерных типов дали и остальные актеры. Лакействующий в парижских салонах «убежденный белогвардеец» полковник Ящиков, фланер бульваров и покоритель сердец Морис Фуко, дегенеративный выродок — потомок Валуа, либеральствующий адвокат, и нувориш-банкир Ламар, — все они достаточно типичны для т. н. «светского общества» Запада.

С наибольшей экономностью материала и места, но в то же время с большой выразительностью оформил спектакль декоративными пятнами в намеках, определяющих довольно удачно место действия, Г. Якулов. Большую изобретательность проявила Ламанова в костюмах дикарей, сделанных из соломы и пакли. Весь спектакль был построен на музыке композитора Сизова (автора музыки «Принцессы Турандот»), хорошо подчеркнувший темп спектакля. Мастерская Симонова должна найти свой стиль и репертуар. Советская общественность должна обратить внимание на этот молодой театр.

Г. ДИК»

В книге Сергея Капкова «Эти разные, разные лица» опубликованы фрагменты воспоминаний актрисы Ирины Всеволодовны Мурзаевой, исполнившей главную роль загадочной принцессы Кокао:

«Сам Рубен Симонов, конечно же, больше времени и внимания уделял Вахтанговскому театру, которым руководил. И в студию обычно приходил поздно вечером, после спектакля. Его терпеливо ждали, предвкушая ту удивительную атмосферу художнической фантазии, какая возникала при общении с Мастером, заставляя прощать все его человеческие недостатки, забывать обо всем на свете и репетировать до рассвета эту пресловутую «Красавицу с острова Люлю». Симонов фантазировал смело. Он удивлял умением использовать и чьи-то робкие предложения, и даже окружающую обстановку.

Сценической площадки как таковой в Доме Армении не было. Небольшая эстрада с колоннами плавно перетекала в уютный зрительный зал с такими же колоннами и далее — в фойе, где стояло несколько старинных вещей: часы, рояль, пара кресел. В этом фойе студийцы занимались с Игорем Моисеевым. Какие-то элементы его будущих хореографических сюит он использовал в постановке нескольких пантомимических сцен «Красавицы».

Костюмы для светских сцен I акта консультировала и даже помогала мастерить самая знаменитая в то время художница-модельер Ламанова.

Фотография. Сцена из спектакля. Красавица с острова Люлю. Москва, Театр-студия п/р Р.Н.Симонова
Сцена из спектакля «Красавица с острова Люлю». Москва, Театр-студия под руководством Р.Н. Симонова
Сцена в ресторане (I акт) Дамы в платьях от Н.П. Ламановой

А костюмы для дикарей Рубен Николаевич предложил изобрести самим. Был объявлен конкурс на самую выразительную одежду дикаря. Победил костюм из рогожи. В результате близлежащий хозяйственный магазин тут же был лишен всех запасов рогожи, к великому изумлению продавцов. Спектакль неплохо принимали в самых разных аудиториях, но большим мастерством студийцы, конечно, не обладали. Положение усложнялось и тем, что артистам приходилось подрабатывать, чтобы прокормить себя и свои семьи. Работала и Мурзаева — в детском саду».

Фотография. Сцена из спектакля. Красавица с острова Люлю. Москва, Театр-студия п/р Р.Н.Симонова
Сцена из спектакля «Красавица с острова Люлю». Москва, Театр-студия под руководством Р.Н. Симонова
Сцена на острове. Костюмы дикарей из рогожи

Спектакль очень полюбился публике и пресса неизменно восторженно отзывалась о нем. К примеру, ниже заметка «Экспериментальная театральная мастерская» из журнала «Современный театр» от 29 января 1929 года:

«Эту красавицу, поразительную, небывалую — увидели на экране во время пирушки в ресторане: банкир, адвокат, русский полковник-эмигрант, потомок французских королей и молодой пижон, имевший «тысячу красавиц» и сейчас еще обладающий «красивейшей женщиной», женой банкира. «Красавица с острова Люлю до того их всех очаровала, что все гуртом (кроме пижона, отправившегося единолично), забрав с собой профессора-географа, поехали по свету разыскивать ее. Остров Люлю оказался заброшенным в дальних морях приютом дикарей, а красавица — никем иным, как судомойкой, заснятой в кино.

Мораль пьесы такова: зачем искать красавиц в далеких морях, когда они у нас под носом, в рабочей среде, сохранившей физическое здоровье и дающей нерастраченную рафинированным развратом красоту?

Пьеса С. Заяицкого написана гротескно. Она пытается дать шарж на представителей отмирающих классов и утвердить идею классового господства и превосходства пролетариата. Я говорю «пытается», потому что автору не хватает подлинного драматургического мастерства, хотя он и не лишен вовсе литературных способностей и чувства сценичности.

«Мастерская» подает пьесу полу-гротеском, полу-скетчем. На маленькой эстраде, не имеющей даже занавеса, на глазах у зрителя монтируется спектакль. Покойный Г. Б. Якулов успел подарить «Мастерской» очень интересное оформление для пьесы. Экономными, скупыми, но красочными мазками создан декоративный фон, дающий вполне ясное представление о месте действия.

Режиссерская работа в спектакле — большая, талантливая, позволяющая без малейшей скуки смотреть четырехактную вещь. Мало сказать — «без скуки», сплошь и рядом думаешь: а ведь то, что показывают в этой молодой студии, неплохо было бы и для очень апробированных театров. Заслуга режиссера тем более велика, что имеющийся в его распоряжении актерский материал весьма и весьма сырой.

Молодняк при энергичной работе над собой и чутком руководстве в ближайшие же годы сможет занять свое место под театральным солнцем.

Надо сказать, что весь тон спектакля приятный, все отчетливо говорит о серьезном и продуманном отношении к делу, а главное — о настоящей любви к нему.

И. ТУРКЕЛЬТАУБ»

*****

Успех спектакля «Красавица с острова Люлю» отмечал в своих воспомининиях и сам Рубен Николаевич. Но торопиться с открытием полноценного театра не спешил:

«После выпуска спектакля стал вопрос о дальнейшей жизни студии, об ее легализации. Нашлись «горячие головы», которые считали, что надо немедленно добиваться открытия театра, где бы все работали как штатные актеры.

Конечно, так решать вопрос было преждевременно — выпущенный первый спектакль, пусть и удачный, еще не давал оснований открывать театр. Молодежи надо было продолжать работать, дальше учиться, приобретать профессиональный опыт, создавать репертуар — все это в дальнейшем приведет к созданию театра. Конфликт разрастался, как снежный ком, и окончился тем, что я подал заявление об уходе, отказался руководить студией. В течение всей ночи в саду Дома культуры происходило совещание. Н. В. Пажитнов убедил меня не бросать студию и продолжать начатое большое дело. Уже утром я взял свое заявление обратно. Студия продолжала свое существование.

Осенью 1928 года мы приняли решение дать согласие вступить в студию при Академии художественных наук. При Академии была организована экспериментальная театральная мастерская под моим руководством.

В третий свой год скитаний студия начала работу на двух сценических площадках — в Доме культуры Армении и в зале заседаний Академии на улице Кропоткина, у Малого Левшинского переулка. Надо сказать, что к этому времени стала расти популярность студии, приходила все новая и новая молодежь».

Рукой самого Рубена Николаевича бережно записан первоначальный состав труппы Театра-студии с момента основания до выпуска спектакля «Красавица с острова Люлю»: 1926 – 1928 гг. 1. Благовидова В.Н. 2. Булатова Е.Б. 3. Габович А.М. 4. Гордон В.И. 5. Делекторская Н.А. 6. Завьялов А.И. 7. Иванов В.К. 8. Иноземцев А.М. 9. Колтыпин А.М. 10. Лазарева Н.В. 11. Марута В.В. 12. Мурзаева И.В. 13. Пажитнов Н.В. 14. Полубояринов Н.С. 15. Поляков С.С. 16. Прокофьев И.Д. 17. Процер В.М. 18. Тарасова К.И. 19. Толкачев И.С. 20. Тряпкин Е.С. 21. Успенский Г И. 22. Сенкевич Э.Я. 23. Хлыстов Т.С. 24. Черноволенко Г.И. 25. Шульц В.А.

Студия под руководством Симонова просуществует до самого грустного в истории Советских театров (и не только театров) 1937 года, когда многие из них были закрыты. Актерам можно сказать повезло, так как в конце 1937 года Студия была объединена с московским ТРАМом. Новый коллектив получил в 1938 году имя Московского театра им. Ленинского комсомола. Из прежнего состава театра-студии в нём остались немногие: И.В. Мурзаева (пожалуй, одна из самых узнаваемых и популярных «комических старух» советского кино), Н.А. Делекторская, В.В. Марута, Н.Н. Паркалаб, Г.Е. Сергеева, К.И. Тарасова и некоторые другие. Сам Рубен Николаевич Симонов в 1939 году был назначен главным режиссёром (художественным руководителем) Театра имени Евг. Вахтангова, в котором служил до конца жизни.


Использованные источники:
🕮 Рубен Симонов: Творческое наследие. Статьи и воспоминания о Р. Н. Симонове / Ред. сост. Н. Г. Литвиненко. М.: ВТО, 1981. 559 с.
🕮 Капков С. Эти разные. разные лица.(Легенды советского кино) М. Алгоритм 2001г. 496

🗎 Журнал «Новый зритель» от 24 июня 1928 года
https://electro.nekrasovka.ru/books/1614/pages/1
🗎 Журнал «Современный театр» от 29 января 1929 года
https://electro.nekrasovka.ru/books/2044/pages/1

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=836238
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=819424
http://new.vakhtangov.ru/en/persones/rnsimonov
https://biografii.net/znamenitosti/igor-moiseev.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Якулов,_Георгий_Богданович