КОЛЛЕКЦИЯ МАРИИ ГЕОРГИЕВНЫ РОГОЗИНОЙ
Первое платье из коллекции Марии Георгиевны Рогозиной принадлежало Екатерине Николаевне Лотаревой (урожденной Ильвовской 1863-1944). Родственные связи семьи – часть культурной истории нашей страны, прославившей Россию. И вот почему.
Супруг Екатерины Николаевны, Михаил Петрович Лотарев (1854–1925), был инженером-технологом и работал директором текстильных фабрик в Орехове-Зуеве (принадлежали Тимофею и Савве Морозовым), в Лодзе (К. Шиндлер) и в Серпухове (Н. Коншин). Сыном родного брата Михаила Петровича был известнейший поэт – Игорь Васильевич Северянин (Лотарев). Игорь-Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.
У Екатерины Николаевны и Михаила Петровича Лотаревых было двое сыновей и три дочери. Двум дочерям Игорь Северянин посвящал свои стихи. Одной из них, Елизавете Михайловне (в замужестве Якульская 1882 -1955), достались вещи сразу после смерти матери. В том числе и чудесное платье работы мастерской Н.П. Ламановой.
В июне 1899 года двенадцатилетний Игорь Лотарев без памяти влюбился в кузину Лилю (Елизавету Михайловну), которая была на пять лет старше него. Лиля же была увлечена кузеном Виктором Журовым:
Жемчужина утонков стиля,
В теплице взрощенный цветок,
Тебе, о лильчатая Лиля,
Восторга пламенный поток!
Твои каштановые кудри,
Твои уста, твой гибкий торс –
Напоминают мне о Лувре
Дней короля Louis Quatroz…
В поэме «Роса оранжевого часа» он писал:
Ко мне идет, меня олиля,
Измиловав и умиля,
Кузина, лильчатая Лиля,
Единственная, как земля!
В 1903 г. Игорь вместе с отцом проездом на Дальний Восток побывал на свадьбе Елизаветы в Подмосковье. О «принцессе Судской» Игорь Лотарев с грустью вспоминал в цикле «Из песен сердца» (1903), сравнивая кузину с русалкой - такой она изображена на фотографии 1902 г. (на берегу Суды, с лилиями в распущенных волосах):
Эта царевна — из Суды русалка:
Бледное тело и в страсти глаза;
Губы магниты; широкие груди:
Нежно волнисты ее волоса...
После смерти Елизаветы Михайловны вещи достались по наследству Екатерине Петровне Негребецкой, дочери младшей сестры – Лидии Михайловны Лотаревой (в замужестве княгини Ухтомской 1889-1977).
Лидии Михайловне посвящено стихотворение «Кузина Лида» (1912):
Лида, ты — беззвучная Липковская.
Лида, ты — хорошенькая девушка.
Стройная, высокая, изящная,
ты — сплошная хрупь, ты — вся — улыбь.
...Русая и белая кузиночка, не идут тебе,
поверь мне, ландыши;
Не идут тебе, поверь мне, лилии,
— слишком ты для белого бела...
Уже от Екатерины Петровны Негребецкой это платье досталось ее дочери, Марии Георгиевне.
Второе платье принадлежало сестре Екатерины Николаевны Лотаревой - Марии Николаевне Мешковой, урожденной Ильвовской (1877-1967). Она была женой Сергея Николаевича Мешкова, директора текстильной фабрики Рабенек в Щелкове.
Фабрика Рабенек, на которой работал супруг Марии Николаевны Мешковой, – первое в России пряжекрасильное заведение. Изначально мануфактура Людвига Рабенека занималась крашением пряжи в пунцовый цвет, впоследствии освоив также крашение и печатание по миткалю.
Как писал в своих воспоминаниях Лев Людвигович Рабенек, последний директор Правления Товарищества и правнук основателя мануфактуры:
"В 1878 году в пунцовое крашение было введено ализариновое масло, что значительно удешевило выработку товара, а в 1890 году был введен способ щелочного вытравления пунцового ситца, имевший громадное значение, в силу совершенной прочности щелочных красок. За это важное усовершенствование Рабенековская Мануфактура получила на Средне-Азиатской выставке в Москве в 1891 году большую золотую медаль."
Таким образом кроме текстильной промышленности, фабрика занималась еще и химической. Выпускаемая продукция: хлопчато-бумажные ткани, Миткаль, Ализарин и др. После национализации ткацкое производство бывшего Товарищества Рабенека получило название Щёлковский хлопчато-бумажный комбинат (ХБК) им. Калинина. В 1929 г. фабрика производила 4,3 тысяч тонн пряжи, более 24 миллионов метров товарного суровья и более 84 миллионов метров готовых тканей. В ходе акционирования в 1992 г. переименовано в ЗАО «Славия», которое в 2004 г. прекратило существование.
На выставке «Гений в юбке» платья были продемонстрированы впервые.
Использованные источники:
• Фотографии Аллы Соловской
• Фотографии с выставки «Гений в юбке» из группы ВК Кройка и шитье в исторической реконструкции: https://vk.com/kroyka_i_shitie
• https://www.facebook.com/magiamoda
• http://forum.vgd.ru/?t=32271&st=0
• http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov2.html
• http://www.proza.ru/2017/08/09/911
• http://web.zone.ee/severjanin/bio/drevo/drevo-2.html
• http://trojza.blogspot.ru/2014/08/blog-post_30.html
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарищество_Мануфактур_Людвиг_Рабенек_в_Москве