ВЫСТАВКА «КРИНОЛИН. ЖАКЕТ. СВИТШОТ. СТИЛЬ БОЛЬШОГО ГОРОДА»
В Выставочном комплексе Государственного Исторического музея с 21 сентября 2022 г. по 13 февраля 2023 г. открыта выставка, посвященная женской городской моде. Впервые в рамках выставочного проекта образ горожанки в России показан столь полно и разнообразно. Выставка организована не в хронологическом порядке, она состоит из шести тематических зон: Вокзал, Деловая улица, Салон красоты, Витрина, Театральный разъезд, Парк, в каждой из которых представлены образцы костюмов разных лет, а также аксессуары, детали гардероба и антураж эпохи. Этот подход позволит наиболее полно представить городскую моду в разных ее проявлениях. Атмосферу каждой зоны поможет почувствовать индивидуально подобранная музыка и прически, созданные для манекенов из бумаги.
В первом зале под названием «Витрина» одно платье выставлено отдельно. Оно было создано Надеждой Петровной Ламановой — великим русским кутюрье. Платье из наследия Веры Михайловны Суховой (в девичестве Уфимцевой) (1895-1979) принадлежало одной из дочерей ее бабушки, Анны Васильевны Мараевой (1845-1928) — известной серпуховской промышленницы, коллекционера, благотворительницы. Но имя непосредственной владелицы платья точно неизвестно в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Рассмотрим еще две блузы, платье и ротонду из наследия Веры Михайловны Суховой. И первая блуза, приобретенная в торговом доме «Братья Фридлендер», представлена в этой же зоне.
Витрины торгового дома были расположены по нескольким адресам: Россия, Санкт-Петербург, Пассаж № 5-7-9, Невский 72; Москва, Петровка 5; Киев, Крещатик, 27; Варшава, Маршалковская, 141.
Следующий экспонат — голубое платье фасона à la grecque представлено в зоне «Парк». Хотя модельер его создавший неизвестен, следует отметить, что выполнено оно в соответствии с последним веянием моды того периода времени, когда Поль Пуаре зимой 1907-1908 года создал коллекцию платьев туникообразного покроя. Интересно, что платье выдержано в античном стиле от самой его формы до греческого меандрового орнамента, вдохновляющего дизайнеров на протяжении многих лет.
Следующий костюм, представленный в зоне «Деловая улица», состоит из двух частей — юбки и блузки, которые гармонично сочетаются между собой, несмотря на то, что принадлежали разным владелицам.
В той же зоне «Деловой улицы» находится и последний экспонат — ротонда, которую носила сама Анна Васильевна Мараева.
Не спешим покидать «Деловую улицу». Здесь есть кое-что еще, а именно костюмы созданные последователями Надежды Петровны Ламановой, работавшими в Общесоюзном Доме Моделей Одежды. Первым мы рассмотрим плащ, созданный в 1962 году Тамарой Александровной Файдель в содружестве с Суламифью Александровной Заславской (1918-2010). Тамара Файдель (род. 1930) сразу после окончания Московского текстильного института в 1953 году пришла работать в ОДМО художником-модельером. В Доме тогда еще работали художники старшего поколения, сподвижники Н.П. Ламановой: Надежда Макарова, Елена Федотова, Фекла Гореленкова, Антонина Донская. Большое влияние на творчество Тамары Александровны оказали Надежда Макарова и Вера Аралова. Тамара Файдель обладала мастерством наколки и единственная в Доме им пользовалась. Она принимала участие во всех международных выставках, где были представлены коллекции, созданные в ОДМО. Ее модели демонстрировала известная манекенщица Регина Збарская. Народный художник Суламифь Заславская, родная старшая сестра Тамары Александровны, многие годы работала ведущим специалистом на Московском шелковом комбинате «Красная роза».
Модели замечательного, тонкого художника Тамары Файдель пользовались огромным успехом, особенно у талантливых эстрадных певиц. Нани Брегвадзе, Лайма Вайкуле, знаменитые балерины с наслаждением носили ее туалеты.
Член Союза художников СССР, теперь России, Тамара получила один из первых призов и дипломов на Международном конгрессе моды в 1967 году, когда слово «мода» в Союзе считалось почти ругательным.
Несмотря на то, что в СССР были большие сложности с тканями, женщинам хотелось выглядеть красивыми. Так, например, поражает один костюм, мимо которого легко пройти, ввиду его совершенной непритягательности. История его создания радостная и грустная одновременно, потому как он сшит из отрезка наградной ткани, подаренной в 1930-е годы медсестре из Брянской области за борьбу с дифтерией. Можно себе лишь представить, как была рада та счастивая обладательница новенького костюма.
Впрочем, были в советское время и такие дамы, которые могли себе позволить заказать платье индивидуального пошива из хороших тканей за рубежом. Следующий пример — платье советской государственной деятельницы и дипломата Аллександры Михайловны Коллонтай (1872-1952). Некоторые исследователи, например, Виталий Вульф, писали, что А.М. Коллонтай была клиенткой Н.П. Ламановой. Но на сегодняшний день ни подтверждений ни опровержений этого факта не найдено.
Разумеется, это не все, что можно увидеть на выставке. Здесь есть работы знаменитых на весь мир французских модельеров Пьера Кардена и Юбера де Живанши. Экспозиция объединяет предметы из коллекции Исторического музея, частных собраний и архивов российских дизайнеров. Непременно стоит обратить внимание на модели современных российских дизайнеров: Игоря Чапурина, Алёны Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, Светланы Тегин; молодых ярких дизайнеров и марок: Рома Уваров, Антон Лисин, Даниил Анциферов, Outlaw, Саша Гапанович, House of Leo, Gate 31, Monochrom, Laroom, 12 Storeez. Через сто лет наши потомки будут изучать их творчество с неменьшим интересом, нежели мы сейчас изучаем предметы модного гардероба полуторавековой давности.
Анонсы выставки:
Сайт Государственного исторического музея: https://shm.ru/shows/32149/#title32150
Видео открытия выставки на официальном Youtube канале ГИМ: https://youtu.be/PiRJTyt3MX4
Фрагмент выпуска программы «Доброе утро» на 1 канале 20.09.2022: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/moda/krinolin-zhaket-svitshot-stil-bolshogo-goroda-150-let-mody-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-20-09-2022
Исследователь моды Тим Ильясов – о выставке в новостях ТВ Культура: https://smotrim.ru/article/2951459
Видео обзор выставки на youtube канале Владимира Самошкина: https://youtu.be/GZGGOwQxLLk
Использованные источники:
🕮 Щипакина А.А. «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14». — М.: Слово/Slovo, 2009. — 392 с.
Фотографии выставки Аллы Соловской и Яны Виноградовой, если не указан иной источник.
• https://bryansktoday.ru/article/193742