ЧАСТЬ ИНТЕРВЬЮ ОЛЬГИ БОРИСОВНЫ ВАЙНШТЕЙН С МАРИЕЙ ЯКОВЛЕВНОЙ ЗАРЖИЦКОЙ
"...Единственным исключением из сложившейся системы был салон знаменитого дизайнера Надежды Ламановой. Заметим сразу, что хотя в нынешней истории моды она обычно именуется «дизайнером», современники Ламановой нередко по старинке называли ее портнихой. Сшить платье у Ламановой почиталось за большую удачу, хотя, правда, и здесь воспоминания современников существенно корректируют легенду.
Мария Заржицкая: «А, вот насчет Ламановой. Ламанова мне сшила платье. Я должна вам сказать: конечно, она была прекрасный модельер, но далеко не всем сама все шила. И даже, может, я не знаю, кому она там шила. Но у нее была целая мастерская. При этом там были швеи, и были еще надомницы. И там мне сшили такое платье, что было хуже всех моих платьев.
Ольга Вайнштейн: Надо же! То есть у нее все на поток было поставлено?
Мария Заржицкая: Да! Мне все шили ее помощницы. Да, она далеко не всем шила. Но она была действительно самая знаменитая портниха. Она не считалась модельершей. Она называлась портнихой. Это была, конечно, звезда» (Заржицкая 1997).
Как видим, материалы устной истории дают несколько иную картину. Когда вместо Ламановой действовали ее помощницы и срабатывал метод «коллективного» пошива, качество ее платьев ухудшалось. Ламанова лично занималась (создавала модели, закалывая ткани на фигуре) только платьями для знаменитостей — актрис, дам из партийных кругов. Как мы помним, Вера Викторовна Карахан, одна из героинь истории, рассказанной Лидией Поповой, имела в своем гардеробе несколько платьев от Ламановой, но не могла надеть их на прием в 1934 году, опасаясь прослыть буржуазной модницей. Таким образом, хотя Ламанова до войны активно делала костюмы для театра и кино, некоторые ее платья в итоге попадали «в шкаф», подобно книгам, которые по цензурным соображениям писались «в стол».
Если Ламанова представляла тип дизайнера (социальный апофеоз портнихи), то низшую ступеньку в иерархии портних занимали обычные женщины, обшивающие свои семьи. Для таких портних, помимо заказов на новые платья, текущая работа состояла в переделке одежды..."
Использованные источники:
С полным текстом интервью "МОЕ ЛЮБИМОЕ ПЛАТЬЕ. ПОРТНИХА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ" можно ознакомиться по адресу:
http://stengazeta.net/?p=10003793