КОСТЮМ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ – ПРОЗОДЕЖДА
Статья В.Ф. Степановой
Мода, психологически отражавшая быт, привычки, эстетический вкус, уступает место одежде организованной для работы в различных отраслях труда, для определенного социального действия, одежде, которую можно показать только в процессе работы в ней, вне реальной жизни не представляющей из себя самодовлеющей ценности, особого вида "Произведений Искусства".
В ней самым важным моментом становится ее фактурная часть (обработка материала), т.-е. выполнение. Мало дать проект удобно, остроумно решенного костюма - надо его сделать и продемонстрировать в работе; только тогда мы увидим и будем иметь о нем представление.
Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах, становятся эстетическим пережитком. Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмыслена машина вне работы ею производимой.
Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: "удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции".
Последнее же требует массовой проверки его потребления и костюм из кустарных форм его производства должен перейти к индустриально-массовой выработке.
Этим костюм теряет свое "идеологическое" значение, становясь частью материальной культуры.
Зависимость эволюции костюма от развития индустрии несомненна и только сегодня при именно таком состоянии техники и промышленности могли появиться костюмы пилота, шоффера, рабочие предохранительные фартуки, футбольные ботинки, непромокаемые пальто и военный френч.
В организации своевременного костюма надо итти от задании к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя.
Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню - не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму. Обнажить способы шитья костюма его застежки и пр., как все это ясно и на виду у машины. Нет больше глухих кустарных швов, есть индустриальная строчка швейной машины, что индустриализирует изготовление костюма и лишает его тайн обаяния ручной индивидуальной работы портного.
И форма, т.-е. весь внешний вид костюма - станет формой не произвольной, а выходящей из требований задания и материального его осуществления.
Современная одежда делится на две части - прозодежда - рабочий костюм, отличающийся и по профессии и по производству.
Это с одной стороны универсализирует одежду и в то же время дает ей индивидуальный оттенок.
Пример: костюм машиниста имеет общий принцип в схеме покроя - предохранение от возможности быть задетым машиной.
В зависимости же от характера производства - костюм ли это для машиниста в типографии, на паровозе или металлической фабрике вносятся индивидуальные особенности в выбор материала и детализацию покроя, оставляя не тронутым общую схему.
Дальше - костюм инженера-конструктора, практика - общая особенность наличие большого количества карманов, но в зависимости от особенностей обмерительных приборов, которыми он пользуется в работе - деревообделочник ли он, текстильщик, авио-конструктор, строитель или металлист - меняется размер, форма и характер распределения карманов на одежде.
Особое место в прозодежде занимает спецодежда, имеющая более точные специфические требования и некоторую апаратурную часть в костюме.Таковы костюмы - хирурга, пилота, рабочих на кислотной фабрике, пожарного, костюм для полярных экспедиций и пр.
Спортодежда подчиняется всем основным требованиям прозодежды и видоизменяется в зависимости от характера спорта - будет ли это футбол, лыжный спорт, гребля, бокс или физическое упражнение.
Особенностью всякой спортивной одежды является обязательное наличие в ней резких отличительных признаков в костюмах одной команды от другой в виде знаков, эмблем или формы и цвета костюма. Цвет спорткостюма в данном случае один из самых действительных факторов, так как спортивные состязания происходят в большом пространстве, а показательные спортпраздники при огромном количестве зрителей.
Различить участников по покрою костюма для зрителя, часто бывает невозможно, да и для самого участника - по цвету несравненно быстрее узнать своего партнера.
Форма спорткостюма должна выходить из тех или иных цветных комбинаций. Главное же требование покроя спортодежды всех видов спорта - минимум одежды и несложность ее одевания и ношения.
В проэктах спортодежды, помещенных в настоящем номере "Лефа" даны образцы костюмов для футбольных команд трех типов:
- Пестрый костюм в три цвета (красный, черный и серый), (на рубашке), (с эмблемой) на груди красная звезда.
- Одноцветный костюм (красный) из трикотажа, с большим знаком на груди (О. Т.).
- Полосатый костюм двух цветов - красный и белый без всяких знаков.
В женском костюме для баскетбола цветным разрешением даны покрой и форма костюма (черная полоса кокетки рубашки, полосы на юбке, делающие ее колоколом и т. д.).
Главное внимание в нем было обращено на простоту и резкость цветовых комбинаций.
Функциональная часть спорткостюмов требовала от них простоты и свободы движений - отсюда в костюмах почти полное отсутствие застежек и примитивность покроя.
Варст.
Использованные источники:
🗎 Статья «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда», Варвара Степанова, Журнал «ЛЕФ» № 2, 1923 г. (апрель-май)