КОЛЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА

Самой большой частной коллекцией изделий, созданных в ателье Надежды Ламановой, владеет известный историк моды Александр Александрович Васильев. Вот как он сам рассказывает в своей книге с чего началась эта коллекция:

«В мою эпоху оставалось еще очень много костюмов в запасниках и женского и мужского МХАТа. Ламанова создавала уникальные наряды, была ориенталисткой в эпоху Пуаре, делала много стеклярусных, бисерных вещей. У меня в коллекции есть два труакара (фр., букв. «три четверти» - верхняя женская одежда типа длинного жакета или полупальто. – Прим.ред.), которые принадлежали Екатерине Гельцер, примабалерине Большого театра, выполненные по эскизу Бакста в 1913 году в Москве, один корсаж Книппер-Чеховой и одно платье 1919 года из дымчатого муслина, вышитого тонкими стеклярусными трубочками, немножко ар-деко, очень элегантное. И последнее приобретение, дар одной из моих поклонниц, - концертное черное платье для скрипачки 1932 года из черного креп-марокена, отделанное страусиными перьями.»

Труакар по рисунку Льва Бакста работа Ламановой
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер. 1913
Выполнен в Ателье Ламановой (Москва)
Шелковый тюль, расшитый бисером-рубкой и стеклярусом
Фонд Александра Васильева. Вильнюс
Труакар по рисунку Льва Бакста
Труакар по рисунку Льва Бакста

Труакар по эскизу Льва Бакста

Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) - балерина. Окончив Московское хореографическое училище (1894), работала в Большом театре до 1935 г. (в 1896-1898 гг. была в труппе Мариинского театра.) Обладая свободой и мягкостью пластики в сочетании с виртуозной техникой танца, исполняла широкий репертуар балетов Горского до разноплановых партий в спектаклях классического репертуара (позже стала первой исполнительницей роли Тао Хоа в балете Р.М. Глиэра «Красный мак», 1927 г.). Участница русского сезона 1910 г., гастролировала также с труппой артистов Большого театра в Великобритании, США (1911).

Екатерина Гельцер 1912
Екатерина Васильевна Гельцер балет "Корсар" 1912 год

Сергей Леонидович Григорьев, правая рука Дягилева на протяжении двадцати лет, заведующий балетом, режиссер, репетитор, ответственный за состояние труппы и весь репертуар, в своей книге воспоминаний пишет о появлении в труппе Екатерины Гельцер. Дело в том, что в сезоне 1910 года у балерины Анны Павловой был весенний ангажемент в лондонском Колизеуме, что делало невозможным ее участие в сезонах Дягилева. Поэтому все главные женские роли предстояло танцевать Карсавиной, за исключением Зобеиды в «Шахерезаде», на которую планировалась Ида Рубинштейн. Тогда кроме Софьи Федоровой Дягилев пригласил из Москвы прима-балерину Екатерину Гельцер и танцовщика А. Волинина. Когда началось распределение ролей, Гельцер и Волинин должны были выступить в «Сильфидах» и дивертисменте. Парижский сезон планировалось кончить 5 июля. Но ввиду небывалого успеха Дягилева попросили дать несколько дополнительных спектаклей. Он согласился, однако Карсавина рассчитывала освободиться 5 июля: она подписала контракт с лондонским Колизеумом и вынуждена была уехать. В итоге от балета «Жар-птица» пришлось отказаться, поскольку Дягилев счел, что Гельцер не подходит для этой роли. Интересно, что декорации к балету «Жар-птица» писал художник Александр Яковлевич Головин, который много позже, в 1926 году, будет писать эскизы декораций и костюмов для МХАТ к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эскизы костюмов к этому балету выполнил не только Александр Головин, но и Лев Бакст.

Екатерина Гельцер стала одной из основных исполнителей в хореографических эскизах «Ориенталии», впервые показанных 25 июня 1910 года в Опера, г. Париж. Костюмы были выполнены по эскизам Александра Головина и Льва Бакста.

По преданию семьи Гельцер, труакары находящиеся в коллекции Александра Васильева были выполнены в ателье Ламановой для Екатерины Васильевны, которые она позже подарила своей сестре, Любови Васильевне. Первым супругом Любови Васильевны был актер Иван Михайлович Москвин, второй супругой которого стала Алла Константиновна Тарасова, бессменная исполнительница роли Анны Карениной на сцене МХАТ. У актера Ивана Михайловича Москвина, дважды лауреата Сталинской премии 1 степени был родной брат Михаил Михайлович, взявший себе псевдоним Тарханов. Михаил Михайлович также был актером МХАТ и для него Надеждой Петровной был создан костюм к блестящему спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором он играл роль судьи Бридуазона. Труакары были переданы в семью сына Михаила Михайловича – Ивану Михайловичу и его супруге Елене Афанасьевне Хромовой, у которой их приобрел Александр Васильев. В личном архиве Александра Александровича хранится письмо Елены Афанасьевны Хромовой, в котором передана эта удивительная история.

Едва ли найдется человек, который никогда не слышал о «Русских сезонах» или, как ещё говорят «Дягилевских сезонах в Париже». Даже люди далекие от искусства сразу понимают, о чем идет речь. А началось все с того, что Дягилев Сергей Павлович (1872-1929) театральный деятель, искусствовед в 1906-1907 гг. устраивал выставки русских художников в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции. В 1907 г. организовал выступления русских музыкантов, русской оперы и в особенности балета в Париже, а затем в других европейских городах. С 1909 г. эти показы приобретают название «Русские сезоны за границей» и носят ежегодный характер. В 1911 г. Сергей Павлович создал постоянную труппу «Русский балет Дягилева», существовавшую до кончины ее руководителя.

В 1898 г. Сергей Павлович стал одним из основателей объединения «Мир искусства», с 1899 по 1904 был редактором журнала «Мир искусства».

По воспоминаниям балерины Тамары Платоновны Карсавиной (1885-1978) «способность окружать себя умелыми людьми была отличительной чертой Дягилева. <…> И среди обслуживающего персонала работали настоящие художники.»  Так вокруг Дягилева собирается плеяда самых настоящих звезд.

Эпоха русских балетных сезонов неотделима от новых сценических решений, создававшихся Львом Бакстом, Александром Бенуа, Николаем  Рерихом, Наталией Гончаровой, Михаилом Ларионовым в тесном союзе с постановщиками балетов Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Леонидом Мясиным и др.

Александр Бенуа, Лев Бакст, даже Николай Рерих и Мстислав Добужинский, позже Наталия Гончарова, Михаил Ларионов работали в русском балете универсально; они были декораторами, авторами либретто спектаклей, создателями мизансцен и отдельных элементов хореографии. Вся кипучая жизнь антрепризы проходила у них на глазах, живописцы были ее активными участниками. Они оказывали решающее влияние на все стороны дягилевского предприятия, и прежде всего на формирование художественной программы русского балета.

Бакст был непревзойденным мастером театрального костюма. Все было ново, зрелищно ярко в его сценических одеждах: их необычный покрой, оригинальная свободная форма. Художник очень хорошо знал историческую одежду, но он использовал эти образцы вольно: его сценические костюмы всегда носили импровизационный характер.

Труакар по рисунку Льва Бакста
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер.
Выполнен в Ателье Ламановой. Москва 1913.
Шелковый тюль, вышивка бисером и стеклярусом.
Фонд Александра Васильева, Вильнюс
Труакар по рисунку Льва Бакста
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер. 1913
Выполнен в Ателье Ламановой (Москва)
Шелковый тюль, вышивка бисером и стеклярусом
Фонд Александра Васильева, Вильнюс

Эскизы костюмов Бакста, по большей части, — законченные произведения графического искусства, отличающиеся виртуозной, чуть холодноватой маэстрией исполнения. Его легкий карандаш обрисовывает фигуру актера, выявляя ритм танцевального движения. Бакст изображал фигуры в стремительном беге, безумном порыве вакханалии, в статуарной барельефной пластике, знакомой ему по сохранившимся образцам греческой вазописи, в легком, скользящем ритме романтического вальса. Художник тонко понимал хореографические замыслы Фокина и Нижинского и запечатлел в своих эскизах все богатство пластических поз и движений актеров. Бенуа вспоминал об эскизах Бакста: «Я помню, какой восторг возбуждал он, являясь на наши… совещания у Дягилева то с одним, то с другим… эскизом. Восторг вызывали как неисчерпаемая фантазия художника, так и изумительные находки, в смысле сочетания и самого качества цветов. Но, кроме того, восхищало то мастерство, с которым все это было сработано, и та “щедрость”, с которой была отделана каждая деталь».

Труакар по эскизу Льва Бакста

Костюмы Бакста задавали танцору нужный тон, способствовали его перевоплощению. Материалом при работе над «Шахерезадой» послужили художнику иранские миниатюры. Взяв основные цвета миниатюр XVI века – синий, зеленый и красный, он разрабатывает их, делает более насыщенными, яркими, напряженными. Знакомство с  искусством других восточных стран также подсказывает ему цветовые отношения, орнаментальные мотивы, формы. В декорации и костюмах «Шахерезады» можно найти элементы не только иранского, но также турецкого и китайского искусства.

«Шахерезада» имела оглушительный успех у зрителей. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — так охарактеризовал свои впечатления от спектаклей Бакста А. Левинсон. (Цит. по: Пожарская М. Указ. соч. С. 105.)

Совершенно неожиданно даже для Дягилева «Шахерезада» стала главным событием сезона. Она оказала сильнейшее влияние на Европу, вызвав необычайный интерес к восточной культуре и искусству. Лев Бакст писал, что после «Дягилевских сезонов», особенно после «Клеопатры» и «Шахерезады», изменилась даже французская, а следовательно, и мировая мода. Разрезы на платьях были отзвуком греческих и египетских костюмов; цветные парики – память о синем парике Клеопатры; яркие краски, шаровары, бюстье, цветные тюрбаны, любимые поколениями оранжевые абажуры – непреходящее влияние сценографии «Шахерезады». Даже придуманный для этого балета южный грим – в насыщенных коричневых, оранжевых и желтых тонах – стал непременным атрибутом французской моды, его можно было увидеть на улицах даже днем.

«Русские сезоны в Париже» повлияли и на творчество знаменитого кутюрье Поля Пуаре, который привез в Россию свою коллекцию в ориентальном стиле, навеянную костюмами Бакста для дягилевских антреприз, и ее демонстрация проходила именно в доме у Надежды Ламановой – самой знаменитой российской портнихи. Дружба Поля Пуаре и Надежды Ламановой продолжалась многие годы, и Пуаре оставил тёплые воспоминания о Надежде Петровне в своей книге «Одевая эпоху», которая была издана впервые на русском языке благодаря Александру Александровичу Васильеву. Отрывок с воспоминаниями из книги приведен на нашем сайте в разделе «Воспоминания современников».

Судя по его воспоминаниям, Ламанова хорошо накормила кутюрье и показала ему Кремль, Щукинский музей современной живописи и блошиный рынок на Сухаревке. Пуаре был в восторге от народных русских костюмов – сарафанов, косовороток, кокошников, кичек, шалей и платков – и привез их в Париж изрядное количество. По возвращении во Францию цветы и орнаменты ярких русских изделий вдохновили кутюрье на создание коллекции платьев на русскую тему – первой в мире. Эта коллекция под названием «Казань» «русских» вышивок и уборов, сапог и сарафанов, нескольких платьев под одноименным названием, сохраненная стараниями супруги и детей Пуаре, ушла с молотка в Париже в мае 2005 года. Несколько лотов на том историческом аукционе удалось приобрести Александру Васильеву: русские платки и вышивки, подаренные Полю Пуаре Н. П. Ламановой, русское льняное платье, ставшее прототипом для знаменитой коллекции «Казань», и несколько детских платьев в русском стиле, сшитых в мастерских Поля Пуаре по возвращении из России.

Между тем феномен Бакста вдохновил многих. И если Маяковский и Ларионов главное внимание уделяли собственным одеждам и гриму, то «амазонки русского авангарда» Н.C.Гончарова, О.В.Розанова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер занялись современным дамским костюмом. «Очаровательной» назвал серию рисунков женских платьев, выставленную Гончаровой в 1913 году в Художественном бюро, Бенуа. «Почему же я только теперь узнаю о том, что художница посвящала свои силы обновлению женской одежды, почему знаменитые модницы не идут к ней и не учатся у нее?» — спрашивал он. (Бенуа А. Дневник художника // Речь. 1913. 21 октября.) Однако эскизы Гончаровой, судя по всему, как раз использовались для создания костюмов знаменитых московских модниц. Их у художницы приобретала Н.П.Ламанова, «самая изобретательная и модная московская портниха… не чуждая увлечений живописью и обладавшая большим вкусом» (Лобанов В.М. Кануны. М., 1968. С.137), у которой одевались московские богачки и красавицы Е.П. Носова, Г.Л. Гиршман и другие.

Сама же Наталия Гончарова, приходящаяся, кстати, прямым потомком жене А.С. Пушкина после успешного выполнения дягилевских заказов, стала ходить в ламановских платьях, с собольей муфтой, но, характерная для нее крайняя небрежность прически и всех мелочей одежды не прошла. Её супруг, Ларионов, несколько подобревший от материального благополучия, решил уехать с ней в Париж, по приглашению Дягилева. В апреле 1915 г. М.Ф.Ларионов вернулся с фронта и в июле уехал с Гончаровой в Швейцарию, где они присоединились к Русскому балету Сергея Дягилева. Живя в Швейцарии, Михаил Ларионов оформлял балеты «Полуночное солнце» (1915) и «Кикимора» (1916). Затем супруги переехали во Францию. (См. письма Ларионова июля—ноября 1915 г. к актрисе А.С. Хохловой из Лозанны (Встречи с прошлым. Вып.9. М.: Русская книга, 2000. С.202-210).)

Благодаря супружеской паре Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой с Александрой Экстер познакомился режиссер Камерного театра Александр Яковлевич Таиров. Об этом знакомстве пишет его жена, актриса Алиса Коонен:

«Как-то Александр Яковлевич был в гостях у Гончаровой и Ларионова. На следующий день, очень оживленный, веселый, он сообщил мне:

— Я провел ночь с замечательной женщиной!

Этой женщиной оказалась художница Александра Александровна Экстер, с которой он познакомился в тот вечер. Александр Яковлевич долго и горячо рассказывал мне о ней, он говорил, что почувствовал в ней художника, близкого его творческим поискам.

— Когда мы вышли на улицу, Экстер затащила меня к себе пить чай, — рассказывал Таиров, — а когда забрезжил рассвет, союз для нашей совместной работы над «Фамирой» был уже заключен.»

И следующий эскпонат из коллекции Александра Васильева - Пелерина из петушиных перьев, принадлежавшая Алисе Коонен.

Пелерина Алисы Коонен
Пелерина из петушиных перьев
Неизвестная мастерская. Москва, СССР. Середина 1930-х годов.
Из гардероба актрисы Алисы Коонен.

Пелерина была представлена на выставке «Кино и мода», прошедшей в Москве на ВДНХ с 28 апреля по 14 августа 2016 года. Александр Васильев так прокомментировал историю приобретения этой накидки:

«Из знаковых вещей: здесь выставлена перьевая накидка Алисы Коонен. Это была звезда Московского камерного театра, жена режиссера Таирова, который, как и все подвергся, гонениям в сталинское время. Бездетная, Алиса Коонен умерла в Москве в одиночестве, обстановка ее квартиры и личные вещи разошлись по чужим рукам. Так, письменный стол и кресло Таирова забрал себе Владимир Высоцкий, пару платьев выбрала для себя Марина Влади. Накидка попала к поэтессе Белле Ахмадулиной, которая передала ее Алле Демидовой — а она уже, зная страсть Александра Васильева, решила, что просто необходимо отдать ее мне. Вот такая удивительная линия перехода: Коонен — Ахмадулина — Демидова — я».

Алиса Коонен
Алиса Георгиевна Коонен.
Народная артистка РСФСР.
Не ранее 1935 г.

А на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв», прошедшей в Музее Москвы с 16 мая по 18 сентября 2013 года было представлено платье Алисы Коонен работы мастерской Надежды Ламановой из фондов Музейного объединения «Музей Москвы».Пелерина Алисы Георгиевны Коонен

Но нам интереснее платье, что скрывается под пелериной Алисы Коонен - это концертное платье работы ателье Надежды Петровны для скрипачки 1932 года из черного креп-марокена, отделанное страусиными перьями, дар одной из поклонниц Александра Васильева.

Платье экспонировалось на выставке «100 лет моды в России: 1915–2015. Из коллекции А. Васильева» в Москве на ВДНХ в павильоне 64 с 5 ноября 2015 по 7 февраля 2016 г.

Концертное платье из крепа
Концертное платье из крепа
Мастерская Н. Ламановой. Москва, середина 1930-х гг.
Дар клиентки.
Шляпка из фетра с машинной вышивкой. СССР, 1931 год.
Концертное платье

Перчатки кружево

Оно же экспонировалось и на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв» в Москве с 16 мая по 18 сентября 2013 года.Платье концертное из креп-марокена

Есть в коллекции Александра Васильева платье, принадлежавшее другой не менее известной актрисе – Марии Федоровне Андреевой (1868 — 1953, урождённая Юрко́вская, в первом браке Желябу́жская).

Платье вечернее
Платье вечернее
Шифон, вышивка бисером, стеклярусом в стиле модерн.
Мастерская Н. П. Ламановой. Москва,
первая половина 1920-х годов.
Принадлежало актрисе М. Андреевой.
Дар Т. И. Васильевой-Гулевич.
Из коллекции А. Васильева

Платье актрисы Марии Андреевой
Платье актрисы Марии Андреевой

Для поклонников театра она — знаменитая актриса МХТ, для ценителей творчества Максима Горького — любимая женщина, гражданская жена (с 1904 по 1921 год), друг и секретарь писателя, для старых большевиков — член партии с 1904 г., «верный солдат революции» и «товарищ Феномен», как назвал ее В.И. Ленин; такая разноплановая и разноликая, что по событиям ее жизни можно написать не один авантюрно–приключенческий роман.

Мария Федоровна Андреева Желябужская
Мария Федоровна Андреева.
1925-1926 гг.

Боготворил Марию Федоровну Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905), знаменитый представитель династии купцов Морозовых, владельцев Тверской мануфактуры.  Савва Тимофеевич давал деньги на издание книг, жертвовал Красному кресту, но его главный подвиг — финансирование МХАТа. Только строительство здания театра в Камергерском переулке обошлось Морозову в 300 тысяч рублей.

В 1901 году, для постановки спектакля «В мечтах» Савва Тимофеевич выделил средства на покупку платьев у Надежды Петровны только для трех актрис – О.Л. Книппер-Чеховой, жены А.П. Чехова, М.П. Лилиной, жены К.С. Станиславского и Марии Федоровны Андреевой. Главную женскую роль княгини Веры в этом спектакле получила Андреева.

Значительную роль сыграли в жизни Ламановых-Каютовых Максим Горький и Мария Федоровна. В 1919 году Надежда Петровна и Андрей Павлович Каютов были арестованы, два с половиной месяца они провели в Бутырской тюрьме. Именно вмешательство Максима Горького и Марии Федоровны помогло их освобождению.


Другой знаменитой актрисе советской эпохи, Любови Петровне Орловой, принадлежала накидка из горностая, продемонстрированная на выставке «Кино и мода».

Любовь Орлова
Любовь Петровна Орлова

О ее приобретении рассказал Александр Васильев:

«Это попытка реконструкции нарядов Любови Орловой — она обожала белый цвет, любила горностай, и горностаевую накидку, которую вы видите, мне подарила Рената Литвинова. Это оригинальная накидка Орловой, которую Рената получила списанной на «Мосфильме» среди запасного гардероба. Представляете? Вот почему я хочу это сохранить и говорю каждому: не выкидывайте ничего — несите мне!»

Палантин из горностая Любови Орловой
Палантин из горностая
Любови Орловой
1930-е гг.
Фильм "Цирк"

Любовь Орлова играла главную роль в фильме «Цирк», костюмы для которого были выполнены Надеждой Ламановой. Накидку можно увидеть в эпизоде, когда создатель циркового номера Орловой, немец Франц фон Кнейшиц (Павел Массальский), швыряет в актрису предметы гардероба со словами, что он потратил на вещи для нее сотни долларов. Она отвечает, что Мери, для которой он делал это, больше нет.

Фильм Цирк
Кадр из фильма "Цирк" 1936 год.

Известно точно, что Надежда Петровна работала с мехом. Тому в подтверждение воспоминания актрисы Галины Коноваловой, описывающей меховую шубку для актрисы Цецилии Мансуровой. О многом говорит и участие Ламановой в Лейпцигской выставке меховых изделий 1930 года. Утверждать, что накидка из горностая работа Ламановой, все же мы не будем, однако, вряд ли на Мосфильме могли появиться откуда ни возьмись вещи такого уровня.


На выставке «Женская мода в стиле модерн», прошедшей с 15 октября 2016 по 15 января 2017 в Самарском Музее Модерна, был выставлен уникальный экспонат - этот роскошный бальный веер принадлежал не кому-нибудь, а самой Надежде Петровне Ламановой!

Веер Ламановой
Бальный веер
Остов из дерева. Экран из петушиных перьев, отделанных пайетками и ручной росписью.
Принадлежал Н.П. Ламановой, 1900-е гг.


В программе «Модный приговор» на Первом канале 14 декабря 2015 года, Александр Александрович рассказывал о жизни и творчестве Надежды Петровны и демонстрировал некоторые платья из своей коллекции.

Одно из них принадлежало моднице эпохи НЭПа М. Кавериной. Со слов бывшей владелицы платья, госпожи Марианны Кавериной, оно было выполнено в мастерской Надежды Ламановой в Москве. Александру Васильеву оно досталось в дар от его мамы, актрисы Татьяны Ильиничны Васильевой-Гулевич (1924-2003).

Вот как Александр Александрович прокомментировал его:

«В 1920-е годы пришел новый крой. Это был крой с заниженной талией и укороченными юбками. Такой прямой андрогинный силуэт был характерен стилю ар-деко, а Ламанова всегда находила какую-нибудь изюминку или это серый дымчатый цвет шифона или эти уникальные вышивки стеклярусом.»

Платье вечернее
Платье вечернее
Шифон, вышивка стеклярусом. Мастерская Н. П. Ламановой. Москва, первая половина 1920-х годов. Принадлежало моднице эпохи НЭПа М. Кавериной. Дар Т. И. Васильевой-Гулевич. Из коллекции А. Васильева.

  • Платье Марианны Кавериной работы Ламановой
  • Платье Марианны Кавериной

У следующего платья уникальная история. Для кого оно было создано – неизвестно. По задумке платье должно быть черного цвета, зеленый оттенок ему придает чехол. Но именно на этом контрасте как нельзя лучше можно рассмотреть прекрасную отделку платья, своей нарядностью напоминающую платья для императрицы.

Так как же оно попало в коллекцию Александра Васильева?

Александр Александрович искал платья Аллы Борисовны Пугачевой для своей коллекции. Поскольку Алла Борисовна сказала, что у нее не сохранились старые вещи, помощник Александра Александровича, Василий Снеговский обратился к портнихе Любови Аксеновой, которая в 1970-х годах ее обшивала. Любовь Аксенова в ответ написала письмо следующего содержания:

«Уважаемый Василий Снеговский! Вам пишет Любовь Аксенова (Л.Я. Харчук - создатель и исполнитель нарядов ансамбля "Ритм" (1976-1979 г.г.) и Аллы Борисовны Пугачевой (1977-1994 г.г.). Я искренне и с величайшим уважением отношусь к Александру и его бесценному вкладу в российскую культуру и буду рада помочь, чем смогу. Ни для кого не секрет, что в те годы Алла трудилась, а точнее пахала, на износ. Соответственно, и её наряды изнашивались до дыр. По этой причине не сохранилось ни одного её платья. Однако, я могу не просто повторить любое платье, но и состарить его. P.S. И ещё! Возможно, господина Васильева, заинтересует платье Зары Долухановой из мастерской Надежды Ламановой. Платье черное, всё расшито мелкими пайетками, низ платья с клешением, украшен узором из черного стекляруса разного размера».

Платье Зары Долухановой
Платье Зары Долухановой
черное, всё расшито мелкими пайетками, низ платья с клешением, украшен узором из черного стекляруса разного размера.

Любовь Аксенова создавала концертные наряды для Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной, Валентины Леонтьевой, Аллы Пугачевой и других популярных артистов. Зара Долуханова, передала платье Любови Аксеновой за ненадобностью и рассказала, что оно ей досталось из Большого театра, его перешили и она в нем выступала на сцене.

Платье в очень хорошем состоянии, но до сих пор ни разу не экспонировалось по двум причинам: оно перешито, а потому не подходит для выставки платьев начала века, и на выставку платьев певиц не подошло, потому что узкое и не соответствует стандартам современных манекенов.

Зара Долуханова
Зара Долуханова
Народная артистка СССР

Зара Долуханова (1918-2007) — советская, российская и армянская певица (колоратурное меццо-сопрано). С 1939 года была солисткой Армянского театра оперы и балета имени А. А. Спендиарова в Ереване, где пела первые партии во всех постановках. Вскоре, оставив оперную сцену, стала выступать как концертная певица. С 1944 года — солистка Всесоюзного радио и телевидения, с 1959 года — Московской филармонии. Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии второй степени (1951). В 1990 году удостоилась звания Народной артистки СССР.


Еще одно платье в стиле работ Н.П. Ламановой было показано в сюжете «Модного приговора»:

«В свое время, работая в Константинополе, мне удалось приобрести и это уникальное Ламановское платье. Вещь эта отличается потрясающим кроем, ведь именно крою Ламанова и училась в свое время в Париже.»

Платье из Константинополя
Платье бальное от-кутюр
Тюль, ручная вышивка, блёстки, искусственный жемчуг
В стиле работ Н. П. Ламановой. 1910-е годы.
Из багажа русских эмигрантов, приехавших в Константинополь.
Из коллекции Александра Васильева.

<Бальное платье<Бальное платье

Это платье часто экспонируется, в частности, оно было представлено на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв», потому оно уже не раз подвергалось реставрации. Очень интересно об этом рассказывает реставратор:

«Платье очень красивое - с вышивкой шелковыми лентами и некрученым шелком, стеклярусом и бисером на шелковой сетке. Платье часто экспонируется и состояние уже оставляет желать лучшего. Сетка, из которой сшито платье, очень хрупкая, чуть тронешь – и ячейки разъезжаются в руках, есть утраты металлического бисера и искусственного жемчуга.

Основная причина по которой Александр передал платье на реставрацию – истлела плиссировка на оборках рукавов. Вот все, что от неё осталось. Но и без того у платья хватало проблем. Многочисленные большие и мелкие дыры на сетке. Сетка совсем истрепалась на плечах, фактически держалась только за счет ниток вышитых фрагментов.

Бальное платьеБальное платьеБальное платье

В двух местах были вставки из крупной сетки. Явно пришитые в процессе последнего ремонта, так как все остальные части платья сшиты из мелкой шелковой сетки. Нижняя кайма подола была оторвана во многих местах.Платье бальное из Константинополя

Очень долго не могла начать работу с этим платьем – все надеялась, что появится в Москве тонкий узбекский газ (он практически прозрачный и очень эластичный). Газ появился, но не тот, что надо. Решила дублировать переднюю часть платья и плечевые бретели на французский газ. Основные части платья пока не дублировала, все еще надеюсь найти нужный газ, тогда можно будет дублировать и весь перед платья, там где много металлического бисера и соответственно самая большая нагрузка на сетку.

Платье разбирала и потихоньку работала с каждой деталью, некоторые дублировала на газ, на каких-то делала вставки из новой сетки. Дырок на сетке просто миллион.Платье бальное из Константинополя

Когда разбирала рукава, то в швах нашла остатки такой же ткани как и плиссировка. Так что получается, что рукава были двухслойные. Возможно дама была уже не очень молода и не хотела показывать руки. Косвенно это подтверждается и тем, что платье на даму приблизительно 46-48 размера.

Много времени ушло на то, чтобы сделать плиссировку – очень мелкую, с шагом всего в 2 мм. Формы переделывала 5 раз. Пока плиссировку прометала шелковой ниткой  - сниму перед выставкой.»

Платье из Константинополя
Вид сзади и шлейф.
<Бальное платье

О реставрации платья подробнее на сайте: http://theworldsoftara.blogspot.ru/2013/03/blog-post.html

Выражаем благодарность автору за разрешение опубликовать этот материал на нашем сайте.


Благодарим Александра Александровича Васильева за разрешение опубликовать на сайте экспонаты работы мастерской Н.Ламановой из его личной коллекции.


Использованные источники:
http://vassiliev.com.ru/
http://glance.ru/stylists/blog/vystavka_aleksandra_vasileva_kino_i_moda_na_vdnkh/
http://ms-frutti.livejournal.com/197003.html
https://www.livemaster.ru/topic/1555795-obzor-vystavki-100-let-mody-v-rossii-1915-2015-iz-kollektsii-a-vasileva-chast-pervaya?
http://vihtorias.livejournal.com/15574.html
http://otzovik.com/reviews/vistavka_moda_v_zerkale_istorii_xix-xx_vv_russia_moscow/gallery/
https://fotki.yandex.ru/users/mz-elena-mimoza/album/229125
http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/aleksandr-vasiliev
http://evdbear.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html
http://ludikmila.blogspot.ru/2015/07/xix-xx.html?m=1
https://pay.diary.ru/~smallselena/p191940461.htm?oam
http://www.1tv.ru/shows/modnyy-prigovor/modnye-sovety/modnye-sovety-modnyy-prigovor-fragment-vypuska-ot-14122015
http://evelinakhromtchenko.com/?lang=ru&m=201306&start=6
http://www.fashionblog.com.ua/moda-v-zerkale-istorii-200-let-mody/
http://otkritkiartistov.ru/collection/K/2766/
http://andreeva.newgod.su/gallery/real-life/
http://andreeva.newgod.su/research/savva-i-mariya/
http://www.liveinternet.ru/users/4685913/post286167727/
https://club.season.ru/index.php?showtopic=16453&st=80
http://musician.international/images/doluhanova-2.jpg
https://img04.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/89/289e70712f334ee7ba269b327ab36634.jpg
https://sputnik.kg/images/101415/18/1014151821.jpg

Александр Васильев рассказывает... – М.: Этерна, Говорит Москва, 2009 г.
Григорьев Сергей Леонидович. Балет Дягилева, 1909-1929. М., АРТ СТД РФ, 1993 г.
Тамара Карсавина. Театральная улица. Воспоминания. М. Центрполиграф 2004г.
Давыдова М. В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999 г.
Лев Самойлович Бакст. Ирина Николаевна Пружан. Искусство, 1975
Вульф В., Чеботарь С. 50 величайших женщин. Коллекционное издание. Серия: Великие женщины XX века. Незабываемые книги Виталия Вульфа. М. Яуза; Эксмо. 2013г.
Пожарская М. Указ. соч. С. 105.
Вульф В. Чеботарь С. Звезды, покорившие миллионы сердец . Серия : Великие женщины XX века . Незабываемые книги Виталия Вульфа . М. Яуза Эксмо 2013г.
«Одевая эпоху. / Пер. с фр. Н. Ф. Кулиш. // Предисловие и фотографии А. А. Васильева.»: Этерна; Москва; 2011
Бенуа А. Дневник художника // Речь. 1913. 21 октября.
Лобанов В.М. Кануны. М., 1968. С.137.
Журнал "Наше Наследие" № 63-64 2002 http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6405.php
Журнал "Наше Наследие" № 65 2003 http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6505.php
Встречи с прошлым. Вып.9. М.: Русская книга, 2000. С.202-210
В. С. Лизунов "Минувшее проходит предо мною..." г. Орехово-Зуево 1995 г.
Коонен А. Г. Страницы жизни. 2 е изд. М.: Искусство, 1985 г.
«Лев Бакст/ Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения», ABCdesign, М., 2016 г.
Русское режиссерское искусство, 1898-1907 Константин Рудницкий, Анатолий М. Смелянский – М., 1989 г.

Выставка «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв» проходила в Москве в Музее Москвы с 16 мая по 18 сентября 2013 года. На ней были представлены платья и аксессуары XIX-XX веков из коллекции Александра Васильева и фондов Музейного объединения «Музей Москвы».
http://vassiliev.com.ru/portfolio-view/vystavka-moda-v-zerkale-istorii-xix-xx-vv-2013-g/
https://www.youtube.com/watch?v=xL033WiPNa8

Выставка Александра Васильева «100 лет моды в России» проходила в Москве на ВДНХ в павильоне 64 с 5 ноября 2015 по 7 февраля 2016 г.
http://vassiliev.com.ru/events/100-let-mody-v-rossii-novaya-vystavka-aleksandra-vasileva/
https://www.youtube.com/watch?v=Z1XbGA5pIqg

Выставка «Кино и мода» проходила в Москве на ВДНХ в павильоне 64 с 29 апреля по 14 августа 2016 года.
http://vassiliev.com.ru/events/vystavki-aleksandra-vasileva-v-moskve/
http://vdnh.ru/events/vystavki/vystavka-kino-i-moda-platya-znamenitykh-kinoaktris-iz-fonda-aleksandra-vasileva/
https://www.youtube.com/watch?v=GAXOoQ9hjQs
https://daily.afisha.ru/cities/1404-ekskursiya-po-vystavke-kino-i-moda-aleksandra-vasileva-provedennaya-im-samim/

Выставка «Женская мода в стиле модерн» проходила в особняке А.П. Курлиной в городе Самаре с 15 октября 2016 по 15 Января 2017 года.
http://vassiliev.com.ru/events/modern-ot-aleksandra-vasileva/
https://www.youtube.com/watch?v=axqvpjPhDuE