НИЖНИЙ НОВГОРОД часть 2

Давайте сейчас пойдем в Мариинскую гимназию. Оставим сзади дом дворянского собрания и дом «дом с атлантами» по левую руку и спустимся вниз к Лыковой дамбе. Но, можно заглянуть еще во дворик, тут мы увидим дом, который принадлежал семье священника Никольской Верхнепосадской церкви Александра Ивановича Добролюбова (набережная Лыковой дамбы, 2 и 2а).

Архитектор Г.И. Кизеветтер спроектировал для Добролюбовых 2-х этажный с повалами и антресолью каменный доходный дом. В основе его архитектурно-художественного решения лег созданный А.Захаровым и изданный в 1809 г. образцовый проект. Начало строительства 1838г. Отделка дома была завершена в 1839г.

"Большой каменный дом... возбуждал удивление... Он был очень легкой архитектуры, расположен очень симметрично, украшения его просты и благородны... ", писал юный Николай Добролюбов. Одно время в этом доме жил музыковед А.Д.Улыбышев, о котором уже был рассказ выше. Он оставил нам описание картин, которые открывались из окон добролюбовского дома:

"Из открытых окон является великолепнейший вид в России: кремль на горе с зубчатой стеною и пятиглавым собором, блестящая, как серебро при свете полной луны, глубокая пропасть, наполненная темной зеленью и лачугами, через которую идет Лыкова дамба; амфитеатр противоположной части города, спускающегося там живописным уступами до самой реки; наконец необъятная, величественно-суровая панорама Волги. Таких ландшафтных картин мало в Европе". (А.Д. Улыбышев. Записки: 1843г.)

Посмотрите на этот дом, есть в нем что-то напоминающее Мариинскую гимназию. А неудивительно, проектировал тот же архитектор – Кизеветтер Георг Иванович. В доме сейчас располагается государственный литературно-мемориальный музей имени Н.А. Добролюбова.

Музей им. Добролюбова. Набережная Лыковой дамбы, д. 2 и 2а.
Музей им. Добролюбова. Набережная Лыковой дамбы, д. 2 и 2а.

Вот такой вид открывался из окон дома Добролюбовых. Справа виднеется Кремль.

Вид на Кремль и р. Волгу.
Вид на Кремль и р. Волгу.

Пройдем сейчас мимо храма Знамения Божией Матери и Святых Жен-Мироносиц. Он останется справа. И пред нами предстанет улица Ильинская на ближайшем перекрестке.

Улица названа в честь построенной в 1506 году деревянной церкви Святого Ильи Пророка. Она поднимается в гору и идёт до того места, где ранее находилась городская застава (или решётка), обозначавшая конец городской черты. По улице проходила дорога на Владимир и Москву. Изначально улица заселялась купцами, ремесленниками и ямщиками. В 1830-е годы улица была вымощена булыжником.

22 августа 1839 года здесь случился крупный пожар, продолжавшийся почти девять часов. В нем полностью сгорели три каменных и тридцать деревянных домов, включая приходское училище и питейный дом. Огонь, уничтожая всё на своём пути, распространялся вверх по Большой Ямской улице до современной улицы Маслякова и вниз по Ильинке до современного дома № 64. Волна огня прокатилась бы и дальше, если бы не встретила на своём пути препятствие. Почаинский овраг, находившийся позади усадеб этой части улиц, имел отвержек, глубоко врезавшийся в левый берег и доходивший до самой дороги. Этот разрыв не позволил огню перекинуться дальше. В последующее десятилетие, с развитием города этот отвержек постепенно засыпали, и на этом месте во второй половине 19 века был построен деревянный дом. Но и сейчас большие разрывы между ним и соседними строениями свидетельствует о следах древней топографии этого района, которая потерпела существенные антропогенные воздействия.

После доклада о пожаре Николай I потребовал от нижегородского губернатора поспешить с разработкой проекта «о построении домов в сей части города». В середине сентября 1839 года городской архитектор Г.И. Кизеветтер приступил к разработке проекта жилых домов на погоревших местах. Исходя из правил строительного искусства, предстояло одновременно разработать проекты около тридцати домов, учитывая возможности и желание градостроительного проектирования целого участка улицы. Возведение домов началось одновременно весной 1840 года. Строительная площадка протянулась на полкилометра вдоль Ильинской улицы. Город никогда не видел такого одновременного частного строительства в одном месте. Возведению новых каменных зданий жителям улицы Ильинской, потерявшим в огне всё своё имущество, способствовало решение Николая I о выделении погорельцам на эти цели ссуды из вспомогательного капитала, учреждённого в Нижнем Новгороде в 1836 году для финансовой поддержки частных застройщиков. А полностью улица была застроена к 80-м годам XIX века, превратившись в одну из самых дорогих и престижных в городе. Вместо деревянных одноэтажных полудеревенского вида домиков выросли каменные в два-три этажа представительные особняки новейшей архитектуры с красиво прорисованными архитектурными деталями. Большое число прототипов жилых домов и их типологическое разнообразие, использованное архитектором Кизеветтером при разработке проекта застройки улицы Ильинской, варьирование их архитектурного декора, сочетание различных фактур наружной отделки позволило создать самобытный в художественном отношении архитектурно-градостроительный комплекс и избежать казарменной монотонности, характерной для ансамблей периода «николаевского классицизма». Многие здания являются памятниками истории и архитектуры.

«Ильинская улица начинается от того места, от которого и Почаинская, и сперва идёт на юго-запад, а потом повёртывает на юг и, у так называемой Ильинской решётки, где прежде был конец города и застава, или, по тогдашнему названию, решётка, соединяется с Большой Ямской. Большая часть Ильинки идёт в гору; на ней две церкви: Святого Пророка Илии и Вознесения Господня, первая невдалеке от церкви Казанской Божией Матери, на повороте улицы, с правой стороны, вторая — в середине протяжения Ильинки, влево. На этой же улице находится Мариинский институт благородных девиц и Первый детский приют. Большая часть строений Ильинки каменная; почти все дома принадлежат купечеству. Здесь мало живёт ремесленников и нет ни одного трактира, ни одной харчевни, словом, эта улица тихая и такая солидная, словно купчиха в гостях или на гулянье.» (Н.И. Храмцовский «История и описание Нижнего Новгорода».)

Виды на улицу Ильинскую сохранились почти все в сторону Кремля. Но есть одна фотография, в другом направлении.

ул. Ильинская. Вид вверх.
ул. Ильинская. Вид вверх.

На ней мы отчетливо видим церковь Вознесения Господня (Ильинская, 54). На этом месте издревле стояла деревянная церковь в честь Вознесения Господня. Она упоминается в Сотной грамоте 1621 г., когда она была приходскою церковью Ямской слободы. В нач. XVIII в. церковь эта пришла в ветхость и была разобрана, а вместо нее монахом Тихоном (Макарьевским), который до пострига был прихожанином этой церкви, ризничим Патриаршего дома у Патриарха Андриана, была построена новая каменная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Освящен престол был 30 июля 1715 г., по благословению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского). Церковь была богато украшена стараниями Тихона, но в 1715 же году во время большого пожара обгорела снаружи и внутри. После чего была обновлена уже прихожанами, особенно значительные материальные жертвы были принесены нижегородским ямщиком Григорием Федоровичем Беспаловым с сыном Никитою. С 1740 по 1756 г. храм был восстановлен и украшен. Но в 1866 г., при епископе Нектарии (Надеждине), церковь как уже обветшавшая и малопоместительная была заменена новою.

К 22 мая 1875 г. была построена новая церковь в византийском стиле по проекту архитектора К. Тона – с пятью большими куполами и высокой колокольней. Построен храм был на средства прихожан, при особенно деятельном участии Т.И. Рябининой. Главный престол нового храма, как и в прежней церкви, был посвящен Вознесению Господню, а придельные: правый – иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (как и в прежнем храме) и св. мученице Татиане (в память главной благотворительницы храма); а левый – во имя святителя Николая и в честь Черниговской иконы Божией Матери. Иконостас церкви состоял из шести ярусов, занимал не только алтарную перегородку, но и две смежные стены.

С 1703 г. церкви принадлежала богадельня на Нижнем посаде. С 21 апреля 1845 г. в приходе церкви появился детский приют. С 1887 г. в приходе была учреждена церковно-приходская школа в каменном церковном доме. Жалованье учительницам платил Епархиальный Училищный совет. В 1914 г. в школе обучалось 8 мальчиков и 74 девочки. После революции, в 1919 г., у церкви были отняты дом № 28 по Плотничьему переулку (каменный, двухэтажный, на 14 квартир) и отдан Горкоммунхозу под квартиры. С 1977 по 2004 г. по решению Горьковского горисполкома в здании Вознесенской церкви помещался отдел периодических изданий областной библиотеки им. Ленина. Сейчас храм возвращен верующим.

Церковь Вознесения Господня. ул. Ильинская, д.54.
Церковь Вознесения Господня. ул. Ильинская, д.54.
Церковь Вознесения Господня

На улице Ильинской сохранились дома очень интересные с точки зрения архитектуры, некоторые из них являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства. После скандального сноса дома № 126 в сентябре 2013 года, нижегородские градозащитники настаивают на том, чтобы провести независимую экспертизу и признать улицу Ильинскую, как единый архитектурный ансамбль, объектом культурного наследия.

Итак, пошли. Прогулка по улице вниз, потому что фотографии сделаны в сторону Кремля.

Дом Ермолаевых – П. Парфенова (ул. Ильинская, 96), архитектор Г.И. Кизеветтер (1840 г.)

Во время пожара Б. Ямской улицы 22 августа 1839 г. разорились многие нижегородцы. Не имея возможности выстроить быстро каменные дома, они были вынуждены продать свои крепостные участки земли более состоятельным людям. Один из таких участков приобрели фабриканты-прядильники Федор и Иван Ермолаевы, до этого жившие в менее престижном месте над Похвалинским оврагом. Для застройки этой части города Г.И. Кизеветтер разработал сразу 15 проектов каменных домов и 6 деревянных, которые Николай I лично утвердил 23 марта 1840 г. 30 апреля А.Е. Турмышев выполнил копии и выдал застройщикам, в том числе Федору Ермолаеву проект 2-этажного с подвалами каменного дома. Работы начались весной, а к исходу 1840 г. дом Ермолаевых был отделан. В каждом этаже было по 5 комнат (центральные в 3 окна) с входами со стороны двора.

В первоначальном виде дом простоял до начала XX в., пока его не приобрел крестьянин Петр Игнатьевич Парфенов, перестроивший усадьбу. По утвержденному 4 сентября 1908 г. проекту за счет сокращений высоты помещений был устроен третий этаж, под меандровым поясом на главном фасаде пробили 5 лежачих окон, со стороны двора боковые части дома надстроили, что исказило его архитектуру.

Дом Ермолаевых – П. Парфенова. ул. Ильинская, д. 96.
Дом Ермолаевых – П. Парфенова. ул. Ильинская, д. 96.

Дом Верениновых (ул. Ильинская, 79), архитектор Г.И. Кизеветтер (1840–1841 гг.)

22 августа 1839 г., на пересечении Б. Ямской и М. Покровской улиц сгорело более 30 дворов, в том числе деревянный дом купца А. Веренинова. Проект его нового 2-этажного каменного дома разработал Г.И. Кизеветтер. Планы-фасады были утверждены Николаем I 23 марта 1840 года. При этом царь предписал Нижегородскому Строительному комитету выдать погорельцу ссуду 10 000 руб. Весной начались работы, а к исходу 1840 г. сообщалось о завершении строительства. Летом 1841 г. была закончена и от-делка. Дела купца шли отлично, поэтому он завершал строительство дома «собственным капиталом», вернув в 1842 г. с процентами взятые ранее 3500 руб. ссуды. С дома было снято "запрещение". Он стал указываться купцом в качестве залога при заключении подрядов. В первом этаже располагались лавки, а вверху – гостиничные номера, почитавшиеся лучшими на Б. Ямской улице. Дом оставался во владении Верениновых до XX в.

Дом Верениновых. ул. Ильинская, д. 79.
Дом Верениновых. ул. Ильинская, д. 79.
Ильинская улица от перекрёстка с Малой Покровкой.
Ильинская улица от перекрёстка с Малой Покровкой.

Чуть не доходя Мариинской гимназии, через дорогу от нее, по правой стороне улицы, разместился первый детский приют (ул. Ильинская, 78), архитекторы А.А. Ставассер, И.К. Кострюков (1846–1875 гг.)

Детский приют в приходе Вознесенской церкви был открыт по инициативе ярмарочного купечества для сирот и детей неимущих 21 апреля 1845 г. Тогда же для него купили на Ильинской улице участок земли, а А.А. Ставассеру поручили разработку проекта. Планы-фасады 2-этажного каменного здания в 9 окон по главному фасаду были утверждены 18 марта 1846 г. Весной началось строительство, а 8 ноября 1847 г. после водосвятия полностью отделанное здание заняли дети. Кроме постоянно проживающих в приюте 40 мальчиков, его классы посещали приходящие 30-40 человек. Здесь их обучали грамоте и ремеслу. При достижении 12-летнего возраста мальчиков переводили в ремесленное училище для обучения сапожному, портняжному и переплётному делу. Возраставший с годами спрос на профессиональные рабочие руки вызвал необходимость расширить здание приюта. 24 апреля 1874 г. был утвержден проект перестройки И.К. Костюкова: по линии улицы по сторонам к дому пристроили двухоконные объёмы, над всем корпусом возвели третий этаж, во дворе – 2-этажные кирпичные мастерские. В отстроенном в 1875 г. виде здание сохраняется до сих пор.

Детский приют. ул. Ильинская, д. 78.
Детский приют. ул. Ильинская, д. 78.
А через дорогу расположились слева направо - Николаевско-Мининская богадельня)
А через дорогу расположились слева направо - Николаевско-Мининская богадельня (не сохранилась)
Мариинская гимназия.
и Мариинская гимназия.

Дом Н.И. Белильникова (ул. Ильинская, 68),архитектор Г.И. Кизеветтер (1840–1843 гг.)

В начале XIX в. на этом месте стоял деревянный одноэтажный дом И.П. Кулибина, который дочери механика Александра и Авдотъя продали мещанину Никанору Ивановичу Белильникову. Но 22 августа 1839 г. здание сгорело. В начале 1840 г. Белильников обратился к Г.И. Кизеветтеру с просьбой о разработке проекта 2-этажного с мезонином каменного дома, а в Строительный комитет – о выдаче ссуды 2285 руб. серебром "с возвратом постепенно из доходов, какия будут собираться с дома посредством отдачи в наем". В марте 1840 г. проект был утвержден в Санкт-Петербурге, а спустя месяц объявлены торги на строительство. Но подрядчиков, желавших иметь дело с Белилъниковым, не оказалось. 4 апреля 1842 г. строительство "хозяйственным способом" поручили самому Белильникову и выдали ссуду 1000 руб. К исходу 1842 г. дом был выстроен, а летом 1843 г. полностью отделан, о чем владелец сообщал 7 июля и просил выдать оставшуюся сумму ссуды для возведения надворных служб. Здание осмотрели на месте П.Д. Готман и Г.И. Кизеветтер, подтвердившие, что "Белильников построил дом согласно Высочайше утвержденнаго плану с фасаду с надлежащею прочностию". Архитектура дома отличается простотой и целесообразностью декоративно-художественного убранства, гармоничностью в построении объемов. У Белильникова дом оставался до 1860 г., пока за долги не перешел к М. Снегиреву. Впоследствии неоднократно менял владельцев.

Дом Н.И. Белильникова. ул. Ильинская, д. 68.
Дом Н.И. Белильникова. ул. Ильинская, д. 68.

Дом купца Н.П. Котельникова, ул. Ильинская, дом 64

Он был построен в стиле эклектика, который очень нравился нижегородским купцам 19-го века. Архитектор украсил фасад каменными наличниками из тесаного кирпича, отделанного штукатуркой. Особенно обыграна верхняя часть наличников на втором этаже при помощи небольших каменных вазончиков. Также интересен ажурный карниз под крышей дома: небольшие столбики-колонны как бы держат крышу. Дом купца Котельникова, является объектом культурного наследия.

Дом купца Н.П. Котельникова. ул. Ильинская, д. 64.
Дом купца Н.П. Котельникова. ул. Ильинская, д. 64.

Дом дворянки Теофиль Александровны Войткевич - купца Пачкунова, Ильинская, дом 62.

Дом производит впечатление каменного, но он деревянный! А все лепные детали на его фасаде - просто штукатурка. Таких домов в Нижнем довольно много. Известен проект постройки для дворянки Теофиль Александровны Войткевич деревянного двухэтажного с подвальным каменным нежилым этажом дома, датируемый 1872 годом. Чертежи проекта были вычерчены чертежником Иваном Ершевским, однако, едва ли его можно считать автором: скорее всего, он просто воплотил на бумаге чей-то замысел.

По данному проекту предполагалось возведение на каменном подвальном этаже деревянного дома, основной объем которого имел четыре световые оси по главному (уличному фасаду) и перекрывался двускатной крышей. Окна второго этажа предполагались меньших размеров, чем первого.  Осью симметрии служило круглое чердачное окно треугольного дощатого фронтона. Справа к основному объему примыкал входной тамбур (сени) с открытой верандой по второму этажу. Дом украшался деревянной пропильной резьбой (наличники окон, карнизы, навес над входом), выполненной в духе эклектики (с элементами народного зодчества), что было вполне характерно для того времени.

Вероятно, Т.А. Войткевич была первой, кто начал осваивать засыпанный отвершек оврага под застройку: на проектном чертеже генплана 1872 года рядом (современное домовладение № 60) значилось еще пустопорожнее место. Дома Чеснокова ещё не было. В 1882 году от Т.А. Войткевич владение домом перешло к нижегородскому купцу Григорию Васильевичу Пачкунову.

Г.В. Пачкунов, приобретя городскую усадьбу, продолжил её обустройство. В существующем виде дом стал более репрезентативен, чем первоначально. Его фасады приобрели эклектичный штукатурный и лепной декор, что ввело даже в заблуждение московских специалистов, обследовавших городскую застройку в 1983 году: они тоже посчитали дом каменным.

Изменение облика дома свидетельствовало о стремлении его владельцев, замаскировав материал, из которого был построен дом (дерево), придать ему большую парадность и тем самым показать высокую степень своего благосостояния. Понты были всегда.

При перестройке была ликвидирована открытая веранда над входом. Вместо нее устроено помещение с окнами. По главному фасаду дом стал восприниматься как пятиосевой (имеются ввиду оси света), причем центральная его трехосевая часть выделена рустованными слабо раскрепованными лопатками. Такие же лопатки фланкируют главный фасад. Над рустованными лопатками в уровне венчающего карниза, украшенного зубчиками, расположены спаренные кронштейны. Первый этаж расшит линейным рустом. Он отделен от второго этажа горизонтальным поясом, образованным рустом с набрызгом. В простенках второго этажа устроены лопатки с углублением в виде вытянутого прямоугольника с закруглениями в верхней и нижней части. Окна обоих этажей прямоугольные, одинакового размера, обрамлены наличниками. По первому этажу они отмечены имитацией тройного замкового камня. Такое же украшение имеется над входной дверью (правая крайняя ось). Над окнами второго этажа находятся лепные детали в виде веток с дубовыми листьями. Под всеми окнами имеются углубления с четырехугольными филенками.

В 1915 – 1918 годах в окладной книге последней владелицей усадьбы значится Александра Николаевна Пачкунова.

Дом дворянки Теофиль Александровны Войткевич - купца Пачкунова, Ильинская, д. 62.
Дом дворянки Теофиль Александровны Войткевич - купца Пачкунова, Ильинская, д. 62.

Дом Я.И. Котельникова, Ильинская, д. 58.

Жилой дом построен нижегородским купцом Яковом Ивановичем Котельниковым по проекту, выполненному нижегородским архитектором И.К.Кострюковым и утвержденному 5 мая 1872 г. Дом построен на месте деревянного дома, зафиксированного на плане города 1853 г. и стоящего по линии застройки улицы. Каменный двухэтажный дом главным фасадом выходил на Ильинскую улицу и в юго-западном углу имел главный вход. По сохранившемуся проекту дом имел почти квадратный план с большим количеством окон на боковых фасадах и пристройке на дворовом фасаде, в которой располагалась вторая (черная) лестница. Главный фасад имел семь осей окон, из которых окна 2 этажа акцентированы большей высотой и архитектурным декором. По всей видимости, к концу года (1872) дом был вчерне выстроен. Однако в процессе строительства были внесены изменения, в том числе был устроен высокий цоколь. В апреле 1873 г. тот же архитектор (И.Кострюков) разрабатывает проект на перестройку дома, где, во-первых, предполагалось выполнение окон в нижнем этаже, во-вторых, на южном фасаде проектировалась каменная пристройка, включающая парадную лестницу и новый вход (взамен ранее углового) на 1 и 2 этажи. В таком виде дом сохранялся до 1917 г. В советское время было выполнено покомнатное заселение дома, над двухэтажным объемом лестницы надстроен третий этаж с жилой комнатой. В настоящее время в доме на 1-3 этажах проживает большое количество семей. В подвальном этаже располагается магазин. Дом является одним из характерных образцов архитектуры эклектики в Нижнем Новгороде, который в основном сохранил свой первоначальный архитектурный облик. Дом имеет большую историко-градостроительную ценность, т.к. является составной частью одной из исторически-сложившихся в течение ХIХ — начала ХХ вв. улиц (Ильинской) и отмечает один из важных этапов формирования городской застройки и планировочной структуры в 1870 – 1890 – е гг.

Дом Я.И. Котельникова, ул. Ильинская, д. 58.
Дом Я.И. Котельникова, ул. Ильинская, д. 58.

Усадьба Заплатиных – Комаровых (ул. Ильинская, 56), архитекторы И.Е. Ефимов, А.А. Пахомов (1825–1848 гг.)

В XVIII в. на месте будущего дома стояли 2-этажные со сводчатыми горницами палаты с железными решетками в окнах и коваными дверями. Но палаты выгорели в 1789 г. и долго стояли в таком виде. В 1804 г. усадьбу приобрели перебравшиеся в Н. Новгород из Балахны Заплатины, по проекту И.Е. Ефимова в 1825 г. сделавшие капитальный ремонт дома. Главный фасад в 7 окон получил по центру "приличествующие классицизму" 4 ионических пилястры под треугольным фронтоном.

А.А.Заплатин разорился на государственных поставках в Н. Новгород пермской соли, из купцов переведен в разряд мещан. После описи имения его дом был продан в феврале 1826 г. с торгов глуховскому купцу Михаилу Осиповичу Комарову, который пристроил со двора 3-этажный объем. Если ранее дом оценивался в 8 тыс., то теперь уже в 10 тыс. руб. В начале 1846 г. дом перешел во владение А. Акифьевой, летом того же года выполнившей капитальный ремонт с сохранением прежнего вида. По улице была поставлена литая решетка. Современники отмечали, что дом с тех пор поражал всех "зеркальными стеклами в окнах и бронзовой, по местам отзолоченной, решеткой, отделяющей его от улицы – то и другое единственныя во всём городе».

В конце 60-х гг. XIX в. дом приобрела Т.И. Рябинина. В 1878 г. она пожелала поставить балкон на чугунных литых столбах (архитектор И.Ф. Каратаев). Этот проект, правда, уже на каменных столбах, был выполнен по решению ее дочери Галины Николаевны Рябининой в 1904 г. В ХVIII в. во дворе усадьбы, к юго-востоку от дома, стояли 2-этажный каменный флигель со сводчатой кладовой внизу и жилыми горницами вверху, а также кирпичная баня. 1846 г. А. Акифьева при реорганизации усадьбы, вместо выходившего торцом на Ильинскую улицу деревянного флигеля по проекту А.А. Пахомова выстроила в одну линию с решеткой трехоконный флигель с глухой, обращенной в сторону соседей кирпичной брандмауэрной стеной. Вместе со старыми строениями и обходом галерей на столбах они охватили Г-образно территорию усадьбы с южной и восточной сторон. Здания усадьбы представляют собой редкий образец приспособления нижегородской архитектуры к требованиям времени (от XVIII до начала ХХ в.).

Усадьба Заплатиных – Комаровых. ул. Ильинская, д. 56.
Усадьба Заплатиных – Комаровых. ул. Ильинская, д. 56.

Усадьба В. С. Косаревой (Ильинская, 53) входит в список объектов культурного наследия регионального значения. Это сооружение, построенное в 20-х годах XIX века по проекту И.Е. Ефимова. После Косаревых в доме жила семья купчихи А.Н. Макаровой. В 80-х годах того же века усадьба была перестроена. Сейчас в доме располагается арт-галерея, магазин хозяйственных товаров, аптека, жилые помещения. Здание находится в аварийном состоянии, фасад также довольно плачевный и требует немедленной реконструкции.

Усадьба В. С. Косаревой. ул. Ильинская, д. 53.
Усадьба В. С. Косаревой. ул. Ильинская, д. 53.

   Дом Полтановых (ул. Ильинская, 51), архитектор Г.И. Кизеветтер (1843–1846 гг.)

В 1842 г. купец 3-й гильдии Михаил Андреевич Полтанов обратился к Г.И. Кизеветтеру с просьбой о разработке проекта каменного 2-этажного с подвалами дома на углу Ильинской и Вознесенской улиц. 26 марта 1843 г. планы-фасады были одобрены Нижегородской Строительной комиссией и высланы в Санкт-Петербург, где 15 апреля утверждены Главноуправляющим путями сообщения П.А. Клейнмихелем. Надзор за строительством возлагался на автора проекта. В мае 1843 г. состоялась закладка фундаментов, но отсутствие денег затянуло строительство. В 1845–1846 гг. по этой причине Полтанов был освобожден от домообложений, что позволило ему завершить работы к исходу 1846 г. Дом получил квадровую рустовку фасада первого этажа, сложный рисунок с лепниной на наличники второго. В жилые помещения ходили со двора, с торца же ход вел в расположенную в подвале лавку. Во владении Полтановых дом оставался до XX в. В семье Николая Михайловича в нем родился нижегородский архитектор Алексей Николаевич Полтанов. Дом является одним из лучших образцов архитектуры классицизма в Н.Новгороде.

Дом Полтановых. ул. Ильинская, д. 51.
Дом Полтановых. ул. Ильинская, д. 51.
Ильинская, 51

Напротив дома 51 находится Храм Вознесения Господня, упомянутый выше. Сохранилась фотография улицы, сделанная с крыши храма.

Улица Ильинская. Вид вниз.
Улица Ильинская. Вид вниз.
Ильинская вид вниз

Дом С.С. Долганова (ул. Ильинская, 50), архитектор Г.И. Кизеветтер (1843–1844 гг.)

После утверждения нового городового плана 1839 г. застройка Большой Ильинской улицы каменными домами стала более интенсивной. В 1843 г. старый рубленый дом решил перестроить купец 2-й гильдии Семен Степанович Долганов, обратившийся к архитектору Г.И. Кизеветтеру с просьбой о разработке планов-фасадов 2-этажного каменного дома. 23 июня он адресовал в Нижегородский Строительный комитет просьбу о начале работ "по сломке стараго строения". 15 июля 1843 г. проект был высочайше утвержден в Петергофской царской резиденции. В августе началось строительство, а на исходе 1844 г. дом значился в числе отделанных. Рядовое декоративно-художественное решение убранства здания было усложнено в конце XIX в. при очередном ремонте. Простые наличники первого этажа получили вверху "барочные" валюты. На фасаде установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1918 году находился штаб командования Волжской военной флотилии», так что этот дом интересен как памятник не только архитектуры, но и советской истории.

Дом С.С. Долганова. ул. Ильинская, д. 50.

Дом С.С. Долганова. ул. Ильинская, д. 50.

Дом купцов Лошкарёвых (Ильинская, 49)

Построен в 1830-1840-х годах. Перестроен в 1870-х годах. Один из лучших образцов деревянной застройки города второй половины 19 века. Фасады богато декорированы накладной пропильной резьбой. Этот дом, хоть является памятником архитектуры, но в нем до сих пор живут люди.

Дом купцов Лошкарёвых. ул. Ильинская, д. 49.
Дом купцов Лошкарёвых. ул. Ильинская, д. 49.
Ильинская, 49

Дом И. Косарева (ул. Ильинская, 44), архитектор И.Е. Ефимов (1823–1824 гг.)

По разработанному летом 1823 г. А.А. Бетанкуром и В.И. Гесте новому плану Н. Новгорода на пересечении Сергиевской и Ильинской улиц создавалась просторная площадь с пятью срезанными углами кварталов, в том числе южного, с усадьбой купца Ивана Косарева. 28 декабря 1823 г. И.Е. Ефимов, ещё до конфирмации плана, разработал для него проект деревянного на каменном этаже в 5 окон по главному фасаду дома. Летом 1824 г. он был выстроен. Дом оценивался в 3 тыс. руб. Простой в решении, добротно прорисованный в деталях фасад позднее многократно повторялся И.Е. Ефимовым для других застройщиков, стал как бы «образцовым» для Н.Новгорода начала XIX в.

Дом И. Косарева. ул. Ильинская, д. 44. Главный дом.
Дом И. Косарева. ул. Ильинская, д. 44. Главный дом.
Дом И. Косарева. ул. Ильинская, д. 44. Флигель.
Дом И. Косарева. ул. Ильинская, д. 44. Флигель.

Дом купца И. Пименова (ул. Ильинская, 43), архитектор И.Е. Ефимов (20-е годы XIX в.)

Каменный дом на пересечении Ильинской и Сергиевской улиц существовал уже в XVIII в., но после конфирмации плана Н. Новгорода 1824 г. красные их линии сместились. Выходившие на проезжую часть улицы дом с флигелем было предписано перестроить. Новый проект 2-этажного каменного с подвалами дома купца Ивана Пименова разработал И.Е. Ефремов. Главный фасад в 7 окон получил обычные для того времени рустовку первого этажа и меандровый пояс вверху. Но даже эти скупые декоративно-художественные элементы убранства придали зданию некоторую импозантность. В конце XIX в. новая владелица, П.И. Кузнецова, перестроила дом: надстроила третий этаж и «крылья» в два окна по сторонам, что исказило изначальную архитектуру здания, угадывающуюся ныне лишь в декоративно-художественном убранстве фасада.

Дом купца И. Пименова. ул. Ильинская, д. 43.
Дом купца И. Пименова. ул. Ильинская, д. 43.

Усадьба Н.П. Вагина (улица Ильинская, 42 А.) Этот памятник градостроительства и архитектуры состоит из главного дома, построенного в 1860-е годы и флигеля, сооруженного в середине XIX века. Эта усадьба причислена к списку объектов Нижнего Новгорода, которые имеют важное архитектурно-художественное значение. Также было принято постановление о том, что усадьба Н.П. Вагина – это неотъемлемый элемент комплекса градостроения, расположенного в исторической застройке улицы Ильинской. Главный дом усадьбы Н.П. Вагина представляет собой кирпичное одноэтажное небольшое здание, стоящее на высоком, в пол-этажа, фундаменте. Оштукатуренные фасады окрашены в цвет, который у дома был изначально.

Усадьба Н.П. Вагина. ул. Ильинская, д. 42 А. Главный дом.
Усадьба Н.П. Вагина. ул. Ильинская, д. 42 А. Главный дом.
Усадьба Н.П. Вагина. ул. Ильинская, д. 42 А. Флигель.
Усадьба Н.П. Вагина. ул. Ильинская, д. 42 А. Флигель.

Дом Обросимовых (ул. Ильинская, 41), архитекторы Г.И. Кизеветтер, Л.В. Фостиков (1839–1848 гг.)

Мещане Обросимовы перебрались на жительство в Н. Новгород из Балахны в 1822 г. Дмитрий Васильевич служил на ярмарке денежным менялой, жена Марья Васильевна торговала валяной обувью и шляпами. На пересечение Ильинской и Сергиевской улиц они купили угловой участок земли. 8 июля 1838 г. у соседа, купца М. Усикова, произошел пожар, во время тушения которого у дома Обросимовых была повреждена кровля, сломаны ворота и ограда. Но ремонтировать их Обросимовым запретили до утверждения нового плана города (т. е. 8 апреля 1839 г.). Тем не менее, 31 января 1839 г. Обросимовы представили в Нижегородскую Строительную комиссию разработанный Г.И. Кизеветтером проект каменного 2-этажного дома, который был выслан в Санкт-Петербург и там высочайше утвержден 11 марта 1839 г. Верх занимали комнаты для сдачи внаем, за аркадой первого этажа располагались лавки.

8 февраля 1846 г. дом выгорел. 20 марта того же года Обросимов обратился в Нижегородскую Строительную комиссию с просьбой о разрешении ремонта, «не изменяя ничего в наружности фасада». Но при этом просил выдать ссуду и новую копию проекта 1839 г., ибо прежняя сгорела вместе с домом. Но денег не дали, и в начале 1848 г. Обросимовы были вынуждены продать сгоревший дом мещанке Козловой, которая в том же году под надзором архитектора Л.В. Фостикова отремонтировала его. При этом была заложена аркада первого этажа и лавки превращены в жилые помещения. В таком виде дом сохранился до сих пор.

Дом Обросимовых. ул. Ильинская, д. 41.
Дом Обросимовых. ул. Ильинская, д. 41.

Напротив этого дома, чуть-чуть в углублении, а потому несколько иной адрес – Почтовый съезд, 21, с августа 1871 года по весну 1872 будет жить маленький Максим Горький (1868-1936), будущий известный писатель. После смерти отца, он с матерью переехал сюда к  деду  (отцу матери), Василию Каширину. В этом доме с 1 июля 1933 года и по сей день находится музей – Домик Каширина.  Много позже имя Максима Горького сыграет значительную роль в судьбе Надежды Петровны.

Домик Каширина.
Домик Каширина.

А через дорогу, расположился дом Г.С. Долганова (ул. Ильинская, 40), архитектор М.П. Камышников (1846 г.)

Горбатовские мещане Долгановы в начале XIX в., предъявив капиталы, записались в гильдейское купечество Санкт-Петербурга (Константин) и Н. Новгорода (Семен, Григорий и Федор). Последние купили у мещанина Г. Соснина участок земли на пересечении Ильинской и Сергиевской улиц. В 1845 г. купец 2-й гильдии Григорий Степанович Долганов заказал вольнопрактикующему архитектору М.П. Камышникову проект каменного 2-этажного с антресолями во двор дома и служб. Созданные им планы-фасады получили 30 января 1846 г. одобрение Нижегородской Строительной комиссии, а 6 июня 1846 г. были утверждены Николаем I в Петергофе. Ещё ранее купец заключил с В. Мичуриным подряд на строительство, и потому закладка фундамента состоялась до высочайшего утверждения проекта. Так как М.П. Камышников умер (14 июня 1846 г.), надзор за строительством возлагался на Г.И. Кизеветтера.

Дом в 7 окон по каждому главному фасаду занял угловое место. Сначала в первом этаже проектировалось устройство 5 лавок, но вместо них выполнили жилые комнаты. С Долгановыми связана жизнь в Н. Новгороде великой актрисы Л.П. Никулиной-Косицкой.

Дом Г.С. Долганова. ул. Ильинская, д. 40.
Дом Г.С. Долганова. ул. Ильинская, д. 40.

Улица Ильинская идёт дальше прямо, потом поворачивает направо и спускается вниз, почти к самому подножию зеленского съезда. На изломе стоит Церковь святого пророка Божия Илии. На фото улица Ильинская проходит справа и видно Кремль. Именно эта церковь дала название улице Ильинской.

Освящена в честь пророка Илии как властителя грома и молнии. Построена в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар и ногайцев в 1505 году. По преданию, на этом месте стоял шатёр ногайского мурзы, убитого точным выстрелом пленного пушкаря Феди Литвича.Впервые столкнувшись с грозным оружием войско Махмет-Эмина в панике бежало. Первая деревянная церковь была поставлена в 1506 году. В 1655 году священником Стефаном церковь перестроена в камне. В 1874 году по проекту архитектора И. К. Кострюкова была перестроена трапезная палата. В это же время храм из одноглавого стал пятиглавым. Богослужения прекращены в 1932 году, в советское время в храме была пекарня. Богослужения возобновлены в 1995 году. 27 июля 2004 года освящён и воздвигнут крест на колокольню.

Церковь святого пророка Божия Илии.
Церковь святого пророка Божия Илии.
Церковь пророка Илии

А мы оставим дом Г.С. Долганова по левую руку и спустимся сейчас по улице Сергиевской к Лыковой дамбе.

Нижний Новгород
Впереди виднеется Кремль. В самом центре Храм Знамения Божией Матери и святых Жен Мироносиц.
Справа вверху Николаевская Верхнепосадская церковь, что на ул. Большой Покровской.

Переходя дамбу, обратим внимание на спуск вниз. Вблизи от русла реки Почайны (по левой стороне), в первой половине XIX века существовал небольшой поселок «Почайна», полностью уничтоженный пожаром 1850 года. После этого местность длительное время оставалась незастроенной, а с 1880-х годов сюда от церкви Иоанна Предтечи были переведены ряды ветошного рынка. Почаинский толкучий рынок в обиходе называли Ветошным или татарским словом Балчуг, поскольку основными торговцами на нем были нижегородские татары. Здесь продавалось преимущественно сырье, поношенная одежда, подержанная мебель, старое железо и прочие бывшие в употреблении товары.

Почаинский толкучий рынок Балчуг.
Почаинский толкучий рынок Балчуг.

А дальше перед нами сейчас театральная лестница, которая построена была тогда же, когда и театр, к выставке 1896 года. Она выведет нас к Театру и пересечению улиц Большой Покровской и Осыпной, по которой проходил древний земляной вал, сооруженный для защиты города от вражеских набегов, что и дало название улице.

Театральная лестница.
Театральная лестница.

Осыпная и Малая Печерская после установления советской власти стали одной улицей, получившей наименование в честь революционера-большевика Александра Ивановича Пискунова. Прогуляемся по Осыпной сейчас. Пройдем мимо фотоателье Карелина, оставим слева номера Бубнова и перед нами Черный пруд.

Первое упоминание о Чёрном пруде краеведы нашли в экономических документах 1621 года. Только тогда он назывался Поганым и служил местом стока дождевых вод с окрестных возвышенностей верхней части города.

В 1831 году северную сторону пруда очистили от ветхих строений, а купец-виноторговец Е.М. Медовиков на свои средства вычерпал из водоёма ил. Он же развёл вокруг пруда сад и построил красивую беседку, истратив на это 3500 рублей. Ежегодно первого мая купец устраивал в городском саду праздник. Посредине пруда устанавливался плавучий храм, освещавшийся китайскими фонариками; гирляндами огоньков обвешивались высокие вётлы над водой и все аллейки сада. Беседку празднично декорировали и убирали лимонными и померанцевыми деревцами. Для увеселения гуляющей публики в саду играла музыка.

Фотография Андрея Осиповича Карелина. 1865 – 1880 гг.
Фотография Андрея Осиповича Карелина. 1865 – 1880 гг.

Постепенно увеселения приелись и стали однообразными, а потому «чистой» публики в парк стало ходить меньше. Ввиду обилия на пруду расслабляющихся после возлияний простолюдинов это место стало небезопасно посещать дамам с детьми и вообще культурным людям. Кроме того, Чёрный пруд облюбовали дешёвые проститутки, которые стали собираться здесь по вечерам.

Еще в 1916 году на пруду устраивали каток, сдаваемый городом в аренду частнику. На катке имелось электрическое освещение, играла музыка, а в раздевалке можно было взять напрокат коньки и попить чаю. А перед самой революцией на катке установили большой экран, на котором для всех желающих бесплатно демонстрировались фильмы.

Надо сказать, что время не пощадило ни один из шести нижегородских прудов. Чёрный, самый большой из них, засыпали в последнюю очередь. К началу прошлого столетия он зарос осокой и превратился в зловонную грязную яму. К тому же это болото в самом сердце города сделалось рассадником малярийных комаров. Поэтому городские власти решили раскошелиться на расчистку пруда от мусора и ила, пообещав при этом отдать подрядчикам всю рыбу, которую те во время «зачистки» выловят.

Радость окрестных обитателей, впрочем, продлилась недолго. Вскоре над Нижним разразилась очередная летняя гроза. Хлынул ливень такой силы, что со всех близлежащих улиц потоки воды устремились туда, где воды и без того было предостаточно. Пруд переполнился грязной жижей, которой и уходить-то было некуда: городская управа пожалела денег на сооружение коллектора. И вновь стал Чёрный пруд зловонно-комариной лужей. Вскоре стало ясно, что засыпка Чёрного пруда без предварительной прокладки нового дорогостоящего коллектора — дело пустое. Денег же в городской казне, как всегда, не хватало.

Зато хватало красивых прожектов. Так, планировалось построить красивое трёхэтажное здание, на первом этаже которого должны были разместиться магазины и коммерческие организации, на втором и третьем — народный университет, библиотека и этнографическая выставка. Но все это осталось лишь на бумаге да в розовых снах членов городской думы. Вопрос о пруде был окончательно закрыт лишь в советское время, когда в городском бюджете на 1926—1927 годы на устройство водостоков и Ковалихинского коллектора была выделена сумма в 129 823 рубля. По тем временам это было немало.

В мае — июле 1925 года в газете «Нижегородская коммуна» развернулась оживленная дискуссия по поводу того, что лучше разместить на месте зловонного пруда. Некий Шитов предлагал этот пруд превратить в показательный сельскохозяйственный участок. Предполагалось создать здесь что-то вроде ВДНХ губернского масштаба, которую на досуге посещали бы крестьяне. Эту идею обеими руками поддержал агроном Дома крестьянина Беляев. Он предложил использовать место засыпанного пруда под «живую рекламу» малоизвестных в губернии культур: люпина, люцерны, озимой вики, корнеплодов, лекарственных трав и медоносов.

Противники этой идеи указывали, что место тут низкое и будет затопляться во время июльских ливней. Кроме того, здесь мало земли, и посеять на одной десятине в показательном количестве всё, что обычно сеют местные крестьяне, никак не удастся.

Однако всем этим планам не суждено было осуществиться. В мае 1926 года горкоммунотдел разработал проект осушения Чёрного пруда под постройку на этом месте коммунальной многоэтажки. За четверо суток рабочие откачали из ямы около 52 тысяч вёдер грязной мути. По мере обнажения дна его присыпали сухим грунтом и бутовым камнем из-под Балахны. К пятому июня пруд перестал существовать.

На месте засыпанного пруда на углу улиц Алексеевской и Обсыпной (ныне ул. Пискунова) начали возводить четырёхэтажный каменный дом (№ 8 по улице Алексеевской). В октябре 1926 года была закончена кирпичная кладка, а зимой уже начались отделочные работы. На следующий год здание на 30 квартир заселили семьями рабочих. Четырёхэтажный дом газетчики именовали не иначе как «громадным», и вскоре нижегородцы окрестили здание «чернопрудским небоскрёбом».

На одной из стен дома висит мемориальная доска, на которой значится: «Жилой дом горкоммунотдела (чернопрудский небоскрёб). Построен в 1926—1927 годах. Архитектор А. А. Яковлев. Первый в городе многоэтажный дом для рабочих».

Жильцы некоторых квартир этого дома впоследствии были репрессированы, а их жилье передано офицерам испанской революционной армии, эмигрировавшим в Советский Союз.

Совсем недавно это место было знаменито лишь круглосуточными киосками с таким же названием. Эти киоски были чуть ли не единственные в районе Покровки и площади Минина, где можно было купить вина и сигарет ночью. В 2008 году их собирались снести. Но местные жители, маргиналы, пьяницы и ночные гуляки подписали петицию о сохранении киосков, да в таком количестве, что киоски пришлось оставить. В июне 2010 года киоски все-таки снесли вместе с аналогичными киосками на площади Свободы. Администрация Нижегородского района обещала на Черном пруду обустроить парк и установить фонтан.

Сейчас фонтан функционирует и очень украшает сквер. К тому же тут можно отдохнуть летом в жаркие дни, погулять с детьми.

Черный пруд.
Черный пруд.

Улица Осыпная заканчивалась на пересечении с улицей Варварской, а после перекрестка начиналась улица Малая Печерская. Из того что видела Надежда Петровна в годы своей учебы, пожалуй, на этих улицах ничего не сохранилось. В основном строения на них датируются концом XIX началом XX веков. Полюбуемся просто фотографиями общего вида Осыпной улицы в сторону Большой Покровской и в сторону Верхней набережной.

ул. Осыпная.
ул. Осыпная.
ул. Осыпная. Фотография Андрея Осиповича Карелина 1880-е гг.
ул. Осыпная. Фотография Андрея Осиповича Карелина 1880-е гг.
Пересечение Малой Печерской и Тихоновской (сейчас ул. Ульянова).
Пересечение Малой Печерской и Тихоновской (сейчас ул. Ульянова).

Пройдя до конца по Пискунова, а тогда по Малой Печерской, мы выйдем к дворцу Рукавишникова.

Угол Малой Печёрской улицы (совр. ул. Пискунова) и Верхневолжской набережной. 1880-е гг.
Угол Малой Печёрской улицы (совр. ул. Пискунова) и Верхневолжской набережной. 1880-е гг.

А оттуда, увидим чудесный вид, здесь Ока сливается с Волгой. И вдали виднеется бескрайний простор.

Георгиевская набережная
Слева Особняк Рукавишникова. Вдали Георгиевская церковь и Георгиевская башня Кремля.

Пройдём дальше. Раньше здесь стояла церковь Георгия Победоносца, чуть дальше Георгиевская башня кремля. По первоначальному своему устройству это довольно древняя церковь: уже в сотной грамоте 1621 г. упоминается, что Георгиевская церковь в то время существовала и была столь уже обветшавшею, что «стояла без пенья», т.е. в ней нельзя было служить. Какою потом заменена была эта ветхая церковь – неизвестно. Каменная церковь построена в 1702 г. нижегородским купцом «гостем» Пушниковым. По стилю церковь заслуживает полного внимания: она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. Того же стиля и колокольня, хотя с меньшею затейливостью в украшении.

Престолов в ней три: главный – во имя св. вмч. Георгия и придельные в трапезе: правый – во имя св. Иоанна Златоустого, а левый – во имя св. Симеона Богоприимца. В главном храме замечателен старинный иконостас византийского стиля, расположенный не только на восточной стороне храма, но и на северной и южной, и богато украшенный резьбою.

Георгиевская церковь. Альбом Карелина и Шишкина. 1870-е гг.
Георгиевская церковь. Альбом Карелина и Шишкина. 1870-е гг.
Иконостас Георгиевской церкви.
Иконостас Георгиевской церкви.

Из икон в этой церкви замечательны: древняя Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, по преданию, относящаяся к XV в., которая особенно прославилась в 1655 г. по следующему случаю: в этот год в городе свирепствовало моровое поветрие, и народ прибегнул к усиленной молитве, и когда совершен был крестный ход по городу с этой иконой, то «по ходатайству Небесной Заступницы» поветрие прекратилось. С того времени икона эта особенно чтится благочестивыми гражданами города и нередко принимается ими в дома для молебствий.  Резное по дереву изображение Иерусалимской Божией Матери в человеческий рост; она украшена сребропозлащенными древними венцами и жемчугом с каменьями. Икона Толгской Божией Матери, в честь коей был и придел при Георгиевской церкви. Оклад и венцы на ней сребропозлащенные, риза украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Икона сия - есть точный список с чудотворной иконы, находящейся в Толгском монастыре Ярославской губернии. И еще древние иконы: Распятия Господа и вмч. Георгия. Из свящ. предметов замечательны: старинные серебряные сосуды, два напрестольных Евангелия 1604 и 1644 гг., древнее рукописное Евангелие, старинные воздухи, пелены и проч. Церковь увы, не сохранилась, ее взорвали в 1932 году. Здесь дорога уходит вниз, это съезд и поныне зовется Георгиевским.

Георгиевская церковь и Георгиевский съезд.
Георгиевская церковь и Георгиевский съезд.

С колокольни Георгиевской церкви открывался живописный вид на слияние рек Волги и Оки.

Вид с колокольни Георгиевской церкви.
Вид с колокольни Георгиевской церкви.
Памятник Чкалову и Чкаловская лестница.
Памятник Чкалову и Чкаловская лестница.

Посмотрим налево и перед нами снова Благовещенская площадь.

Благовещенская площадь.
Благовещенская площадь.

Прогуляемся в Кремль. А оттуда нам немного видно знаменитую на весь мир Нижегородскую Ярмарку и Плашкоутный мост, самый большой наплавной мост в тогдашней России, его длина составляла 500 метров.Кремль Нижний базар и ярмаркаПлан Нижнего Новгорода

Все эти места, где жила, училась и просто гуляла Надежда Петровна находятся в самом центре города в непосредственной близости от Кремля. Здесь, несомненно, формируется вкус юной Ламановой, ведь прожила она в Нижнем не меньше семи лет. Внимательный читатель непременно заметил, что многие здания и дома города строились по проектам одного архитектора – Георга Ивановича Кизеветтера и его проекты высочайше согласовывались самим царём. Кизеветтер так много построил, что одна из улиц города была названа в честь него – Кизеветтерская (сейчас улица Фрунзе). Город, построенный под вдохновением одного человека, был красив и гармоничен.

Татьяна Стриженова пишет в своей книге «История советского костюма о близкой связи искусства архитектуры и искусства костюма:

«Принципы формообразования и характеристики искусства костюма особенно близки архитектуре, где в основу построения берется соотношение пропорций и масштабов, ритмов, объемов, система декора. При анализе костюмных форм различных исторических эпох исследователи чаще всего прибегают к сопоставлению их с архитектурными сооружениями. Подчиняясь общим со всем декоративным искусством законам, костюм имеет свою ярко выраженную специфику. Объектом творчества мастеров костюма становится сам человек, его облик. Художники фарфора, стекла, декоративного текстиля, мебели создают предметы, составляющие материальную среду, в которой живет человек. Эта обращенность к человеку порождает ряд любопытных особенностей в искусстве костюма. <…>

Дарование художницы было родственно таланту скульптора: она умела заранее предугадать особенности той или иной формы одежды на конкретном человеке. При этом модельеру следовало не отступать от модного направления, каждый раз по-новому его обыгрывать. <…>

Подходя к проектированию костюма как художественного значимому труду, Ламанова не уставала говорить своим ученикам о том, что главным в их работе должен быть поиск формы костюма для данного человека, а не выдумывание «фасона» и тех модных атрибутов, которые будто бы определяют эстетические достоинства вещи. Костюм неотделим от индивидуальности человека, существует и живёт вместе с ним и для него. Поэтому художница изгоняла из лексикона модельеров слова «фасон» и «шитье» платья, заменяя их понятиями: «форма», «моделирование».»

Раиса Владимировна Захаржевская также сравнивала искусство Ламановой с талантом скульптора:

«Ее руки хочется сравнить с руками хирурга и скрипача, скульптора и графика. Эти руки из ткани лепили складки, рисовали светотень, проводили графические линии, создавали объем. Она была великолепным живописцем.»

Теперь мы покидаем Нижний Новгород и отправляемся в Москву!


Использованные источники:
http://botinok.co.il/node/63675
http://sarov.name/photos/snesli-dom-krestyanina.html
http://www.nn.ru/news/society/2015/04/06/mogilnuyu_plitu_pervogo_vladeltsa_doma_krestyanina_nashli_v_parke
http://m.progorodnn.ru/news/41499
http://newsnn.ru/news/122133
http://dengoroda-nn.ru/znaj-nashikh/vozrozhdenie-istorii-zabytyj-rod-bubnovykh
http://lanc.su/museum/nizhni-novgorod/dmitriev-photo/
https://pastvu.com/p/251002
https://pastvu.com/p/316891
http://media.theatre.ru/photo/22338.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Жён_Мироносиц_на_Верхнем_посаде
http://milutkin.livejournal.com/61616.html
http://milutkin.livejournal.com/61013.html
http://russiahistory.ru/nizhniy_novgorod_chast_10/
http://www.gorbibl.nnov.ru/iliinka
https://forums-su.com/viewtopic.php?f=43&t=42028
http://ru.rfwiki.org/wiki/Мариинский_институт_благородных_девиц_(Нижний_Новгород)
http://why.go2nn.ru/muzei-i-pamyatnye-mesta-dom-dvoryanskogo-sobraniya.html
http://нижнийновгород.рф/news/den-v-istorii/59412/
https://staff.wikireading.ru/30322
http://www.liveinternet.ru/users/5132602/post330799442
http://michailov-na.livejournal.com/3342.html
http://new.nnov.org/new/2297417.html
http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/6853
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?s=49c239ba637e2fd3caccf523dce2d95c&t=851352&page=192
http://www.fotomuseum.nnov.ru
https://rosphoto.com/history/andrey_karelin-86
http://anatoliygrachev.ru/photos/tri-foto-odnogo-mesta/?page=2
http://www.diary.ru/~15061981/p209808984.htm?oam
http://charmtime.ru/polezno/raritetnye-chasy/chasy-jaichnojj-figury/
http://www.ili-nnov.ru/istoriya-ploshhadi-kotoraya-prodolzhaets/
http://www.gttp.ru/PC/pc_27.htm
http://opentextnn.ru/space/nn/oldnizhniy/vol6/?id=1868
http://www.opentextnn.ru/space/nn/street/?id=2766
http://opentextnn.ru/history/familisarchives/note/39/section4/?id=5556&txt=1
http://s28.postimg.org/wvn7knwod/image.jpg
http://interestingnn.ru/list/kinoteatr-oktyabr-na-bpokrovskoy-kak-menyalos-mesto-na-protyazhenie-100-let
http://sobory.ru/article/?object=38291
http://sobory.ru/article/?object=32758
http://sobory.ru/photo/281105
http://www.oldnn.info/ru/nasledie/obj/27
http://museums.unn.ru/CultTour/comm/leaf.phtml?lid=97
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ильинская_улица_(Нижний_Новгород)
http://www.niann.ru/?id=498304
http://www.fun-on-the-run.ru/2015/11/blog-post_6.html
http://nn800.ru/nasledie/ильинская-58-дом-я-и-котельникова/
http://nn800.ru/2015/12/09/dom-kotelnikova/
http://newsnn.ru/news/2016/03/10/154733/
http://www.putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/814-usadby-nizhnego-novgoroda
http://www.rutraveller.ru/place/77533
http://www.rutraveller.ru/place/77340
http://pro-nn.org/photos/1236?p=ул.%20Ильинская&y=1860|1900
http://pro-nn.org/photos/1738?p=ул.%20Пискунова&y=1..|1874
http://photos.wikimapia.org/p/00/02/42/56/99_big.jpg
http://icache.rutraveller.ru/icache/u_j/a/Janak-K/al257661/300424_890x565.jpg
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Церковь_Ильи_Пророка_(Нижний_Новгород)
http://www.nnov.ec/Черный_пруд
http://progorodnn.ru/news/20138
http://andcvet.narod.ru/novgorod/niz/map.html
http://forum.vgd.ru/post/593/43718/p1977057.htm
М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г.
Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. -3-е изд., доп. – М.:РИПОЛ классик, 2006.
Стриженова Т.К. Из истории советского костюма Учебное издание. – М.: Советский художник, 1972.