КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ МОСКВЫ

В коллекции Музея Москвы хранятся 2 платья работы мастерской Надежды Петровны Ламановой, созданные специально для Алисы Георгиевны Коонен (1889-1974), советской актрисы, народной артистки РСФСР, жены режиссера Камерного театра, Александра Яковлевича Таирова (1885-1950).

Алиса Коонен
Алиса Коонен. 1920-е годы.

В 16 лет Коонен поступила во МХАТ и стала одной из любимейших учениц Станиславского. Впервые появилась на сцене Художественного театра в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). Среди ролей, сыгранных ею во МХАТе — Митиль в «Синей птице» (1908), Маша в «Живом труппе» (1911), Анитра в «Пер Гюнте» (1912).

В 1913 году Коонен ушла из МХАТа в организованный К. А. Марджановым Свободный театр, где играла в китайской сказке «Желтая кофта», а также роль Пьеретты в пантомиме на тему А. Шниплера «Покрывало Пьеретты». Эскиз костюма для этой роли был выполнен Верой Игнатьевной Мухиной, лучшей подругой Надежды Петровны до конца ее жизни. Режиссером этих спектаклей был А.Я. Таиров. Работа в Свободном театре связала актрису с режиссурой А. Таирова на долгие годы — их встреча определила дальнейшую сценическую жизнь А. Коонен.

Алиса Георгиевна является, так сказать, связующим звеном в цепочке судьбоносных знакомств, а потому о ней отдельно можно прочитать на нашем сайте в разделе «Клиенты Надежды Петровны». Бездетная, Алиса Коонен умерла в Москве в одиночестве, обстановка ее квартиры и личные вещи разошлись по чужим рукам. К счастью, некоторые вещи сохранились.

Платье Алисы Коонен
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
Москва, мастерская Н.П. Ламановой, 1920 г.
Шёлк, блёстки, вышивка.

Платье Алисы Коонен экспонировалось на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв». Выставка проходила в Музее Москвы с 16 мая по 18 сентября 2013 года. На ней были представлены экспонаты из фондов Музейного объединения «Музей Москвы» и частного собрания знаменитого коллекционера Александра Васильева, который является владельцем самой крупной частной коллекции изделий, созданных в мастерской Надежды Ламановой. В частности, один из экспонатов, перьевая накидка из петушиных перьев, также принадлежала Алисе Коонен. Изделия мастерской Н.П. Ламановой из личного фонда Александра Васильева представлены в разделе «Частная коллекция».

Платье Коонен выставка
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
Фотография с выставки
«Мода в зеркале истории: XIX — XX вв».

Для выставки «Гений в юбке» дизайнер Елена Эланж воссоздала алое платье, созданное в мастерской Н. Ламановой специально для актрисы Алисы Коонен. Это смелое, фееричное платье подчеркивало переменчивый и яркий характер советской дивы. Платье украшено сложнейшей вышивкой из тысяч блестящих пайеток разного размера. Вот что говорит Эланж о работе:

«Едва я увидела это платье, как поняла, что воссоздать его будет практически нереально – вышивка представляла собой абстрактные рисунки, выполненные разноцветными (от алого до малинового) пайетками размером от 0,2 до 10 мм. Вручную такая работа могла бы занять месяцы, а ни одна мастерская, занимающаяся машинной вышивкой, не захотела бы взяться за столь трудоемкий проект. В конце концов мне удалось найти чудесную фабрику (Примечание: «Ярославская вышивальная фабрика»), которая согласилась исполнить эту сложную работу. Только подготовка специальной вышивальной программы и непосредственно машинная вышивка заняли около двух недель!»

Многодневный упорный труд, скрупулезный подбор материалов, решение сложных технических задач – и Елене Эланж, наконец, удалось воссоздать знаменитое «революционное» платье Алисы Коонен. Дизайнер изумилась тому, каким актуальным остался этот наряд, несмотря на то, что с момента его создания прошло почти сто лет.

«Это яркое, эмоциональное платье в тренде и сегодня, ведь прозрачность, блеск, простой А-силуэт, всё это сегодня в моде. Телесный подклад, красные бархатные туфли на шпильке и элегантная прическа создадут прекрасный look для коктейльной вечеринки. Пиджак и простые черные туфли – и готов наряд на офисный корпоратив. Главное качество платья – его комфорт и невесомость. С одной стороны, оно почти не чувствуется на теле, а с другой – заряжает какой-то энергией, уверенностью, позитивными эмоциями. Если учесть, что покровителем будущего года является Красный Огненный петух, то подобное платье просто обязано быть в гардеробе каждой женщины, следящей за модой.»

Елена Эланж

Платье Коонен выставка Гений в юбке
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
воссозданные Еленой Эланж.
Фотография с выставки «Гений в юбке».

На выставке «Гений в юбке» и на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв» экспонировалось еще одно платье Алисы Коонен, предположительно созданное Надеждой Петровной Ламановой и Евгенией Ивановной Прибыльской (1878–1949) - крупнейшим знатоком народной вышивки и кустарного ткачества.

Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
с вышитыми в народном стиле декоративными полосами.
Москва, Н.П. Ламанова и Е.И. Прибыльская, 1920-е г.

Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
с вышитыми в народном стиле декоративными полосами.
Москва, Н.П. Ламанова и Е.И. Прибыльская, 1920-е г.
Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
с вышитыми в народном стиле декоративными полосами.
Фотография с выставки «Гений в юбке».

Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
Изнанка подола
Фотография с выставки «Гений в юбке» из группы ВК Кройка и шитье в исторической реконструкции
Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
Элемент вышивки
Фотография с выставки «Гений в юбке»
из группы ВК Кройка и шитье в исторической реконструкции
Платье Н. Ламановой и Е.Прибыльской с вышитыми в народном стиле декоративными полосами. 1920-е г.
Платье
актрисы Алисы Коонен
Элемент вышивки
Фотография с выставки «Гений в юбке»
из группы ВК Кройка и шитье в исторической реконструкции

Несмотря на отсутствие прямых доказательств того, что это платье было создано Надеждой Ламановой, сотрудники Музея Москвы относятся к нему очень трепетно и переживают, более чем за другие, передавая для выставок вне стен собственных помещений.

Здесь хочется добавить краткую историю создания музея. Музей Москвы — один из старейших в городе, в 2016 году ему исполнилось 120 лет. За эти годы музей несколько раз менял место пребывания, свое название, но неизменным оставался интерес к городу, его истории и современности.

Музей был создан в 1896 году по инициативе московской Думы как Музей городского хозяйства, и разместился в Крестовских водонапорных башнях. Основой экспозиции послужили материалы павильона Москвы на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Напомним, что Надежда Петровна с успехом окончила 8 классов Нижегородской Мариинской женской Гимназии.

Крестовские водонапорные башни. 1900-1910-е гг.
Крестовские водонапорные башни. 1900-1910-е гг.

В 1920 году музей был переименован в Московский коммунальный музей, а в 1926 году он переместился в Сухареву башню. Построенная в конце XVII века по проекту Михаила Чоглокова, башня была выдающимся памятником архитектуры, и переезд в башню музея стал большим событием для всех москвоведов и неравнодушных к истории своего города жителей. Именно перед этой башней располагался знаменитый Сухаревский блошиный рынок, который Надежда Петровна показала своему другу Полю Пуаре.

Сухаревская башня. Снимок Александра Родченко, 1932 год
Сухаревская башня. Снимок Александра Родченко, 1932 год

После сноса Сухаревой башни в 1935 году музей снова переехал, на этот раз — в здание храма Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. В 1930-е годы главной темой экспозиции стала реконструкция столицы по Генеральному плану 1935 года. А в 1947 году, к 800-летию Москвы, была открыта постоянная выставка, посвященная истории города. В 1986 году название снова сменилось — на Музей истории Москвы.Музей Москвы 3 корпус

В 2009 году было принято решение о передаче музею зданий Провиантских складов на Зубовском бульваре для создания в них современного музея города. Вместе с новым адресом музей получил и новое название, которое лучше всего отражает широту его интересов и роль в городе — «Музей Москвы». Вокруг музея было создано объединение с таким же именем, в которое вошли несколько музеев по-разному рассказывающих об истории и культуре Москвы.

Адрес «Музея Москвы»: Москва, Зубовский бульвар, 2


Использованные источники:
https://vk.com/kroyka_i_shitie
https://www.buro247.ru/fashion/expert/istorii-iz-garderobnoy.html
http://www.riamoda.ru/news/news-elena-elanzh-vossozdala-plate-nadezhdy-l.html
http://mosmuseum.ru/
http://www.mxat.ru/history/persons/koonen/
http://worldpodium.ru/news/
http://www.yamoskva.com/node/55329
Панорама искусств. Выпуск №12. Сост. М.Зиновьев. М. Советский художник. 1989г.