О ФЁКЛЕ АНТОНОВНЕ ГОРЕЛЕНКОВОЙ

О ФЁКЛЕ АНТОНОВНЕ ГОРЕЛЕНКОВОЙ

Статья А. Бланк

Сегодня, охватывая памятью прошлое, хочется вспомнить добрым словом и рассказать о людях, у которых училась, с кем работала, встречалась. О людях, которые внесли неоценимый вклад в советское моделирование.

Несколько личных воспоминаний, быть может, будут интересны тем, кто знал их лично и тем, кто с ними не встречался. Одно из первых мест в этих воспоминаниях принадлежит Фекле Антоновне Гореленковой.

Фекле Антоновне Гореленковой исполнилось 82 года со дня рождения и 60 лет ее трудовой деятельности. У нее я училась моделированию в Доме моделей треста «Мосбелье» на Сретенке в 1938 году. С ней, в соавторстве, я проработала в Общесоюзном Доме моделей с 1952 по 1958 год. Столь длительная совместная работа обязывает меня рассказать об этом талантливом русском самородке, необычайно добром, с щедрой открытой душой, рассказать, в меру моих способностей, как об одном из мастеров советского моделирования. Ф.А. Гореленкова родилась в 1891 году в селе Зубенки Рязанской области в семье крестьян. Свою трудовую жизнь Фекла Антоновна начала очень рано: десятилетней девочкой ее определили ученицей в мастерскую Шеффер Елизаветы Павловны, находившуюся в Рязани. Через некоторое время Шеффер переехала в Москву и поступила в мастерскую к Ламановой. Сюда была переведена и группа девочек из Рязани, учившихся у Шеффер, среди них была и Фекла Антоновна Гореленкова.

Чтобы понять и раскрыть талант Феклы Антоновны, необходимо, в первую очередь, хотя бы коротко, рассказать о той большой школе профессионального мастерства, которую она прошла у Ламановой. Замечательный мастер, Надежда Петровна Ламанова впервые заострила внимание на проблемах русского национального костюма. Вспоминая Ламанову, мне хочется отметить не только ее мастерство, талант, художественную культуру, но и то, что в ее мастерской был воспитан и обучен целый коллектив молодых специалистов. Именно этот коллектив и составил основное ядро работников первого Дома моделей треста «Мосбелье» на Сретенке, активным организатором которого была Ламанова.

Метод работы Ламановой — наколка ткани на человеке, а чаще всего на манекене-дублере. Фекла Антоновна работала закройщицей и выполняла самую ответственную работу — наколку ткани на манекене-дублере по выбранной заказчиком модели. Требования Ламановой к наколке были чрезвычайно велики: утверждение модели, наколотой на манекене, превращалось каждый раз в экзамен для закройщицы. Два раза в год Ламанова ездила в Париж и привозила последние модели всех размеров. Одновременно она закупала ткани, отделочные материалы, фурнитуру, журналы мод и многое другое. При приемке заказчица имела возможность надеть модель своего размера.

Производственный цикл модели-заказа был следующий. Одна сторона модели распарывалась, с нее снималась точная выкройка, а затем вновь сшивалась. На заказчицу надевали лиф и закалывали, образуя слепок фигуры. Лиф, стачанный по заколотым линиям, надевался на манекен, пустоты между лифом и манекеном заполнялись тонкой бумагой. Так создавался манекен-дублер заказчицы. На него накалывалась ткань из целого куска. Ламанова сама блестяще накалывала, прекрасно чувствовала пропорции фигуры. Мне не приходилось встречать художника-модельера, умевшего так подчинить костюм фигуре, человеку.

У Ламановой Ф.А. Гореленкова проработала до 1928 года. С 1928 года Фекла Антоновна начинает работать самостоятельно художником-модельером на швейных фабриках, в научно-исследовательском институте меховой промышленности. К началу 30-х годов швейные предприятия были в значительной степени кооперированы и специализированы по ассортименту.

Специализированы были и управления. В системе треста «Московшвей» находились предприятия, изготовляющие верхнюю одежду; в системе треста «Мосбелье» — платья и белье. К этому времени была создана материально-техническая база швейных предприятий; было внедрено разделение труда; выросла техническая оснащенность, часть ее была конвейеризирована. Была организована подготовка кадров специалистов для легкой промышленности. Моделированием и конструированием одежды занимались опытно-технические лаборатории при вышеуказанных трестах.

В 1934—35 годах управляющим трестом «Мосбелье» Инной Ефимовной Бамдас был организован первый Дом моделей. Новое название — «Дом моделей», а не опытно-техническая лаборатория, возложило и новые обязанности. Одним из первых художников-модельеров в Доме моделей на Сретенке была Фекла Антоновна Гореленкова. Она — и бессменный художник-модельер организованного в 1944 году Московского Дома моделей, а затем Общесоюзного Дома моделей одежды. За долголетнюю творческую работу Ф.А. Гореленкова награждена орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд», значком «Отличник социалистического соревнования» Министерства легкой промышленности.

Благодарностей и поощрений перечислить невозможно, для этого понадобится специальный раздел.
Фекла Антоновна не могла раскрыть и теоретически обосновать замысел моделирования: он шел от тонкого понимания природных свойств материала, от умения увидеть и выявить в каждой ткани наиболее ценные художественные качества, его декоративные свойства. Понимание и любовь к ткани, к материалу — один из принципов народного искусства, — были развиты в мастерской у Ламановой и Фекла Антоновна пользовалась этим профессионально. Замысел шел от внутренней логики, от назначения вещи, от интуиции, основанной на богатом опыте, мастерстве и высокой профессиональной культуре. Фекла Антоновна имела свое видение и понимание костюма как европейского, так и русского. Модный силуэт даже в «строгой» модели был удивительно тонким и женственным. Такт и изящество декоративных деталей создавали впечатление элегантности и «дорогой простоты». В ее моделях не было украшательства, украшательства обедненной формы, а был поиск форм модели, ее пластичности, целесообразности и современности. Новое назначение моделей исключило копирование русских народных костюмов, она использовала и применяла лишь заложенные в них художественные принципы. Уважение к ткани, ощущение цвета, цветовых сочетаний и удивительно тонкое мастерство наколки, позволяли ей создавать композиционно цельные вещи, выразительно, гармонично подчиненные фигуре.

О значении работ талантливого художника мы находим упоминание и в нашем «Журнале мод» (№ 1, 1946 года): Татьяна Тэсс пишет о Фекле Антоновне Гореленковой, как о выдающемся мастере советской моды. «Незадолго до войны мне довелось быть на просмотре новых работ в Доме моделей. Демонстрировалось много вещей, различных по качеству, по выдумке; были здесь модели интересные и смелые, были подражательные, повторяющие форму западных мастеров, были и такие, что привлекали внимание своим изяществом и вкусом, были серенькие, незаметные вещи. И вдруг среди этого вороха тканей, красок, линий показали одну модель. Она выделилась сразу. Дело было даже не в ее качестве. Она была заметной, выделялась среди всех, как если бы в зал внесли сноп полевых цветов. В этом платье была удивительная свежесть и чистота. В модели, как в песне, проходил народный мотив, русская народная форма. И вместе с тем перед нами была современная, элегантная вещь. Я спросила, кто автор модели. Мне назвали фамилию Гореленковой. С той поры мне довелось видеть много вещей, созданных Ф.А. Гореленковой. Я всегда без труда узнавала в них ее «почерк». Это мастер самостоятельный и интересный.

Сквозь многие ее модели проходит «русская тема», но это никогда не выглядит нарочитым. Народный мотив, орнамент, пиния, идущая от народного костюма, необычайно органично связана с современной формой. Гореленкова не навязывает их, не подчеркивает. Она работает также над моделями с современными, спортивными линиями, над вечерними туалетами, где вы не найдете, на первый взгляд, русского мотива. И вдруг он прозвучит где-то издалека, то ли, в очертаниях рукава, то ли в сборках, чем-то напоминающих поддевку, прозвучит едва заметно, без всякой подчеркнутости и вместе с тем придаст всей вещи подкупающую новизну. Внутренняя самостоятельность, «особый почерк», отмечает работу Ф.А. Гореленковой и придает ее моделям особую запоминающуюся свежесть».

Наколка — один из интереснейших методов работы в области моделирования, особенно легкого платья. Этот метод работы сейчас почти утерян. Гореленкова владела им не только в совершенстве, она владела им талантливо, виртуозно. Для нее не существовали рисунки, зарисовки, замыслы, которые она не могла бы претворить с великим изяществом. Практикуемая частичная наколка из бязи, не может заменить наколки из непосредственно моделируемой ткани.

Позволю себе остановиться на наколке подробнее. В процессе наколки можно прочувствовать характерные особенности ткани, понять ее пластические свойства, не говоря уже о том, что этот метод дает возможность использовать в композиции модели особенности структуры, рисунка, особенности набивных тканей. Наколка дает возможность не только создать объемную форму, с последующим переводом ее на бумагу, но, в первую очередь, решить наиболее интересно пропорции модели, расположение деталей по отношению к фигуре и к ансамблю в целом. Поиски пропорций только в рисунке и на плоскости — в выкройке — не всегда приводят к желаемому результату. Многое можно не угадать, приходился искать и изменять во время примерки. Что же касается поисков сложного кроя, то наколка является единственным методом работы, при помощи которого можно найти необходимую форму. Трудно передать впечатление от работы Феклы Антоновны над наколкой: каждая булавочка в ее руках казалась сделанной из драгоценного металла, так удивительно и изящно была она заколота. А движение ткани, непринужденность ниспадания ее. В результате — гармоничность, пропорциональность доставляли истинную радость и наслаждение. Фекла Антоновна очень любила русский костюм, покрой народного платья она постигла в мастерской у Ламановой. Примером удачного применения кроя народной одежды может служить платье-пальто из шелковой ткани, в котором использован оригинальный прием оформления плечевого пояса и покрой рукавов с прямоугольной проймой. Эти элементы гармонично сочетаются с прямой расширенной формой плеч, характерной для модного силуэта 40—50-х годов. Кроме того, был достигнут минимальный процент выпадов при раскрое, а это было важно в послевоенные годы.

Фекла Антоновна особенно много работала над изучением художественных принципов в одежде южно-великорусского комплекса. Многие модели, их форма, покрой, обобщенность в современном силуэте, цветовые отношения, характер орнамента и его конструктивная связь с моделью могут быть отнесены к классическим произведениям русского современного платья и стать предметом изучения. Не пассивным копированием костюма и орнамента, а постижением художественно-технических принципов Гореленкова создавала модели в соответствии с новыми требованиями, стилем, укладом, материальными возможностями и индивидуальным методом. Не могло быть и речи о подробном копировании образцов народной одежды, уже в силу того, что появились новые ткани, иная пластичность, другой цвет и цветовые сочетания, иная ширина. Белый узкий холст уступил место новым тканям, новым методам изготовления, изменилась нагрузка декоративных элементов, логичных и оправданных в свое время для больших плоскостей белого холста. В 1938 году Дом моделей на Сретенке принял участие на международной выставке в Париже, представленные модели получили диплом. На выставке были и модели Гореленковой.

Фекла Антоновна изучала не только принципы художественного оформления русской народной одежды. В ОДМО началась новая организация формы работы с домами моделей республик и областных городов. Два раза в год проводились методические совещания. На этих совещаниях и в командировках происходило более глубокое изучение принципов оформления многонациональной одежды. Фекла Антоновна разрабатывала модели близкие по силуэту народной одежды Украины, Мордовии, народам Закавказья. Особенно ее увлекал силуэт народного грузинского костюма, его элегантность и большая экспрессия (2, 4, 5, 6).

Гореленкова умела видеть в любом рисунке будущую модель и ее конструкцию. Ее высокое мастерство позволяло ей всегда безошибочно моделировать и по основной выкройке. В последние годы ее работы покрой одежды упростился: в силуэте «исчезла молодость», фигура не выявлялась, талия не подчеркивалась. Основные выкройки унифицировались и система работы по наколке отпала.

Вместе с Феклой Антоновной мне пришлось работать в фондах музеев в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах. Неоценима заслуга Феклы Антоновны перед промышленностью. Свой талант она направляла целеустремленно, она создавала индивидуальные модели высокой культуры, четкие по конструкциям, экономичные по расходованию ткани, с учетом наименьшего процента отходов, технологичные для массового производства. У нее всегда был очень высокий процент моделей, выпущенных швейными фабриками, массовым и серийным тиражами.

Гореленкова создавала модели, в основном, для швейной промышленности, они влияли на характер одежды массового производства, повышали ее эстетическую и художественную культуру. Фекла Антоновна была одним из художников, который не уступал единоличному определению «модель не пойдет», заочно решая за покупателя. Личное видение Феклы Антоновны было глубже и серьезнее. Модели Феклы Антоновны «жили» длительное время, они и через несколько лет не казались устаревшими. Остро ощущая модный силуэт, Фекла Антоновна неуловимо, чуть-чуть «на шаг» отступала от него. И в этом — очень важный элемент ее индивидуальности. Талант и тридцать лет моделирования для промышленности и ателье сделали имя Гореленковой незабываемым для истории советского моделирования.

Автор статьи Анна Фадеевна Бланк с 1944 по 1948 год главный художественный руководитель Московского Дома моделей, с 1948 по 1958 год - главный художественный руководитель Общесоюзного Дома моделей одежды.рисунки Вячеслава Зайцева

Модели Феклы Гореленковой
Рисунки Вячеслава Зайцева. Модели Фёклы Антоновны Гореленковой.


Использованные источники:
🗎 Статья «О Фёкле Антоновне Гореленковой», Анна Фадеевна Бланк, Приложение к «Журналу мод» № 3, 1973 г.